Русский драматург, переводчик, театральный критик Александр Иванович Писарев не прожил и двадцати пяти лет. Он родился в дворянской семье 26 июля 1803 года в селе Ивановском Елецкого уезда Орловской губернии (позже оно именовалось Знаменским, а в настоящее время Писаревка Задонского района Липецкой области). В тринадцать лет он начал учебу в Благородном пансионе при Московском университете. Во время учебы увлекся литературой: писал стихи, водевили, выступал с переводами и критическими статьями. С. Т. Аксаков оставил о Писареве такие воспоминания:

«Несмотря на восемнадцатилетнюю молодость, блестящий ум Писарева был уже серьезен и глубок. Вся пансионская молодежь признавала его превосходство, и все, кто его знал, смотрели на Писарева как на будущего славного писателя; его проза и стихи превозносились не только товарищами и начальством пансиона, но и всеми; театр, литература были его призванием, страстью, жизнью...»1.

В 1821 году был успешно закончен университетский пансион, Александр Писарев выпущен вторым учеником. После непродолжительного отдыха в Знаменском Писарев переехал в Москву, где полностью отдался драматургии: переводил комедии с французского, сочинял сам. Особую известность автору принесли водевили. Этому во многом способствовала и игра талантливых актеров того времени: М. С. Щепкина, И. И. Сосницкого, В. И. Рязанцева, а также музыка композиторов А. Н. Верстовского и А. А. Алябьева.

К началу 1824 года Писарев уже был хорошо известен Москве как драматург, успешно работающий в комедийно-водевильном жанре. Друзья Писарева и широкая публика в восторге от молодого талантливого комедиографа. Наибольшим успехом у зрителей пользовались водевили «Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье», «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки», «Пять лет в два часа, или Как дороги утки», «Хлопотун, или Дело мастера боится» и ряд других. Их называли образцами русского водевиля.

Все эти произведения – переделки зарубежных пьес. Однако, оставляя от оригинала лишь фабульную канву, свободно следуя ей, драматург создавал вполне самостоятельные произведения.

А. И. Писарев – автор многих стихов, эпиграмм, сатир и статей. Он же перевел на русский язык два романа Вальтера Скотта. Но самое главное в его творчестве – водевили. Они злободневны, написаны с большой остротой, живым языком. В них есть, и критика недостатков общественной жизни того времени, и отзвуки литературной борьбы.

Литературная деятельность А. И. Писарева связана с Москвой, с Малым театром, в репертуарной части которого он служил. Дружеская связь с Ф. Ф. Кокошкиным, М. Л. Дмитриевым, А. А. Шаховским, С. Т. Аксаковым отразилась на театральных симпатиях и антипатиях молодого драматурга, на его общественных и литературных воззрениях. Страстный, импульсивный полемист, Писарев непрерывно ввязывался в литературную борьбу, отстаивая консервативные позиции своих друзей, нападая на Жуковского и его сторонников, на Н. А. Полевого, П. А. Вяземского, руководителей передового журнала «Московский телеграф». Литературным нападкам Писарева подвергалась и комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Затяжную, резкую полемику представляют собой отношения Грибоедова и Писарева на протяжении 1824-1825 годов. В отношении Писарева к великой комедии проявился консерватизм политических и литературных убеждений драматурга. Но, будучи человеком умным и наблюдательным, Писарев не мог не замечать идейного оскудения дворянства, усиления бюрократизма, охватившего все стороны русской жизни.

Заслугой справедливой
Ввек в люди не войдешь.
Пойди немного криво
И прямо попадешь.

Так драматург бичевал существующие в России порядки. «Лучшим русским водевилистом», «человеком замечательно даровитым»называл А. И. Писарева В. Г. Белинский.

Жизнь Александра Ивановича Писарева оказалась короткой. Он умер от чахотки 27 марта 1828 года в Москве.

Время показало, что лучшие произведения Писарева надолго пережили их автора, они хорошо известны советскому зрителю и читателю.



1 Аксаков С. Т. Собр. соч.: в 4-х т. М., 1956, т. 3, с. 49.
2 Белинский В. Г. Собр. соч.: в 3-х т. М., 1948, т. 2, с. 131.

Произведения автора

  • Хлопотун, или Дело мастера боится; Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье // Старый русский водевиль. 1819-1849. – М., 1936. – С. 155-226.
  • Лукавин; Поездка в Кронштадт; Несколько сцен в кондитерской лавке: (Пролог комедии «Христофор Колумб») // Стихотворная комедия конца XVIII - начала XIX в. – М.-Л., 1964. – С. 439-640. – (Б-ка поэта. Большая серия).
  • Хлопотун, или Дело мастера боится // Русский водевиль. – М., 1970. – С. 19-52.

Литература о жизни и творчестве

  • Егерман Ю. Б. «Король водевиля» // Литературное краеведение в Липецкой области: учеб. пособие. – 2-е изд., доработ. и доп. – Елец, 1999. – С. 102-106.
  • Шахов В. Он мог стать русским Аристофаном... // Липецкая газета. – 2003. – 25 июля.
  • Такие разные Писаревы // Задонская правда [Задонский район]. – 2003. – 18 окт.
  • Писарев Александр Иванович (1803-1828) // Добрый вечер. – 2008. – 9-15 июля (№ 28). – С. 10.
  • Ляпин Д. А. «Юный Аристофан» // История Елецкого уезда в XVIII – начале XX веках / Д. А. Ляпин. – Саратов: Новый ветер, 2012. – С. 1425-144.

Справочные материалы

  • Энциклопедический словарь. – Репринт. воспроизведение изд. Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон 1890 г. – М., 1992. – Т. 46. – С. 687-688.
  • Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2001. – Т. 3. – С. 55.
  • Рязанская энциклопедия. – Рязань, 2000. – Т. 2. – С. 147.
  • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. – Липецк, 2007. – С. 67-68.
  • Русские писатели. 1800-1917. – М., 1999. – Т. 4. – С. 610-613.
  • Писатели Липецкого края: библиогр. указ. – Воронеж, 1986. – Вып. 1. – С. 24-27.