Чаплыгин С.А. Портрет инженера
Государственное бюджетное учреждение культуры

Липецкая областная
универсальная научная библиотека

Инстаграм ЛОУНБ ЛОУНБ ВКонтакте Канал ЛОУНБ на youtube

Чаплыгин С.А. Портрет инженера

Чаплыгин С.А. Портрет инженера
«С. А. Чаплыгин никогда не проектировал самолеты. Но разработанная им теория движения тел в потоке жидкости или газа позволила производить расчеты и заранее представлять, как поведет себя в воздухе летающая машина.»
 
В. Яковлев
 

Биография

pto chap2Сергей Алексеевич Чаплыгин (1869–1942 гг.), ученый, механик, один из основоположников аэродинамики.
Родился 24 марта (5 апреля) 1869 в г. Раненбурге Рязанской губернии (ныне г. Чаплыгин Липецкой области). После домашней подготовки он поступил в Воронежскую гимназию (1877). Окончив в 1886 гимназию, в том же году поступил на математическое отделение физико-математического факультета Московского императорского университета (ныне Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова). В то время в университете преподавала плеяда профессоров – крупных ученых математиков и механиков, физиков (В. Я. Цингер, А. Г. Столетов), начинал свою научную и педагогическую карьеру Н. Е. Жуковский. Вероятно, живое, увлекательное преподавание Н. Е. Жуковского склонило интересы Чаплыгина в сторону механики.
В 1890 окончил физико-математический факультет Московского университета и по представлению Жуковского был оставлен для подготовки к профессорскому званию.
С 1893 года преподавал физику в женском среднем учебном заведении, механику в Императорском техническом училище, Московском инженерном училище, Московском университете.
С 1894 года – приват-доцент Московского университета, с 1901 – профессор Технического училища (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана), с 1903 – профессор Московского университета.
За исследования по теории движения твердого тела в жидкости и по движению тел с неинтегрируемыми связями в 1897 году Российская Академия наук присудила Чаплыгину золотую медаль. В 1902 году представляет в Московский университет докторскую диссертацию «О газовых струях». Через 30 лет работа Чаплыгина явилась основой для решения задач о звуковых течениях, а развитие созданных в ней методов привело к решению основных вопросов, связанных с работой крыла при больших дозвуковых скоростях.
После защиты докторской диссертации Чаплыгин был избран профессором Московского университета.
В 1905 проявился организаторский талант С. А. Чаплыгина. Он был избран директором Высших Женских Курсов, созданных в 1900 группой профессоров и давших женщинам доступ к высшему образованию (в то время по уставу женщины не допускались к поступлению в университеты).
Чаплыгин заведовал курсами до 1918 (когда Курсы были слиты с Московским университетом). Работа директором Курсов создала ему высокий авторитет и в 1917 он был выдвинут на пост городской головы Москвы, но не был утвержден правительством.
pto chap4В 1918 году в Москве организуется Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).
В 1921 году Чаплыгин становится главным научным руководителем и председателем коллегии ЦАГИ. Под его руководством Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) вырос в крупнейший институт, где наряду с развитием авиационной науки и строительством первых самолетов были созданы крупные научные центры в области моторостроения, промышленной аэродинамики, гидротехники.
В 1931 году Чаплыгин по состоянию здоровья оставил пост начальника ЦАГИ, однако, являясь начальником общетеоретической группы и в дальнейшем руководителем одной из крупнейших лабораторий ЦАГИ, продолжал возглавлять научную жизнь института.
Указом Президиума Верховного Совета СССР в феврале 1941 года Сергею Алексеевичу Чаплыгину было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.
С началом Великой Отечественной войны, когда ЦАГИ был эвакуирован в Новосибирск, с ноября 1941 года по октябрь 1942 года работал научным руководителем Новосибирского филиала ЦАГИ, председателем ученого совета.
С 30 января 1942 года – председатель Новосибирского комитета ученых, созданного для решения важнейших оборонных проблем.
Скончался Сергей Александрович Чаплыгин 8 октября 1942 года от кровоизлияния в мозг.
Похоронен на территории Сибирского научно-исследовательского института авиации.
В 1942 году Академия наук СССР учредила премию им. С. А. Чаплыгина «За лучшую оригинальную работу по теоретическим исследованиям в области механики».
 

Научная деятельность

pto chap5Деятельность Чаплыгина отличалась разнообразием: от руководящей работы по созданию советской авиации до участия в работе по таким сооружениям, как Днепрострой. Кроме того, занимался Чаплыгин и задачами о снежных заносах, расчетом движения снарядов в канале орудия, расчетом движения поездов и многими другими. Большой вклад внес Чаплыгин в математику.
Его исследования по приближенному интегрированию дифференциальных уравнений принадлежат к крупным достижениям математической мысли.
Фундаментальные труды С.А. Чаплыгина: «К общей теории крыла моноплана» (1920), «Схематическая теория разрезного крыла» (1921), «О влиянии плоскопараллельного потока воздуха на движущееся в нем цилиндрическое крыло» (1926).
Еще в 1914 году Чаплыгин выполнил исследование "Теория решетчатого крыла". В нем Чаплыгин определил, что крыло в виде жалюзи обладает большей подъемной силой и более устойчиво в полете, чем сплошное крыло такого же размера.
pto chap3В работе "Схематическая теория разрезного крыла" (1921) он продолжает проблему составного крыла и указывает, как можно улучшить аэродинамические качества крыла, увеличить его подъемную силу. В 1931 году Чаплыгин написал работу "К теории открылка и закрылка". Чем меньше скорость самолета, тем легче ему совершить посадку, тем она безопаснее. Но небольшая скорость - это малая подъемная сила. При недостаточной же подъемной силе самолет может упасть на землю и разбиться. Следовательно, надо увеличивать скорость, чтобы самолет держался в воздухе. Получается замкнутый круг. Работы Чаплыгина помогли разорвать этот круг. Крылья современных самолетов имеют предкрылки и закрылки. Выпуская их, летчик увеличивает подъемную силу на 20, 50 и более процентов, что позволяет ему садиться на полосу с меньшей скоростью.
Общее количество научных трудов – около 70.
Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами Ленина, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1929).

 

Память

pto chap6Академия наук СССР учредила в 1942 году премию им С. А. Чаплыгина «За лучшую оригинальную работу по теоретическим исследованиям в области механики».
Город Раненбург бывшей Рязанской губернии, где родился Чаплыгин, переименован в г. Чаплыгин (Липецкая область).
В Москве установлен бюст Чаплыгина (1960), а на территории ЦАГИ — памятник (1959). В Москве действует мемориальный музей-квартира Чаплыгина.
Его имя носят научно исследовательский институт авиации в Новосибирске, аэродинамическая лаборатория в ЦАГИ.
В Новосибирске в честь Чаплыгина установлены мемориальные доски на доме № 1 по улице Чаплыгина; на доме, где жил выдающийся ученый (ул. Фрунзе 8); на корпусе № 1 СибНИА;, на аэродинамической трубе Новосибирского авиационного колледжа.
Его именем назван кратер на обратной стороне Луны.
В 1944 году в честь Чаплыгина была выпущена марка «Почты СССР».
Имя С. А. Чаплыгина носит улица в микрорайоне Северное Кучино г.Железнодорожного Московской области. Улица расположена поблизости от бывшего места нахождения Аэродинамического института, основанного в 1904 году Д. П. Рябушинским при содействии Н. Е. Жуковского, в котором также трудился С. А. Чаплыгин.
В г. Жуковский имеется улица Чаплыгина.
 

Библиография

 
6Т(09С)
Г62
(29881 - КХ (РФ)
Голубев, В. В. Сергей Алексеевич Чаплыгин / В. В. Голубев ; Мин. авиац. пром. СССР, Центр. Аэро-Гидродинам. ин-т им. Н. Е. Жуковского. - [М.] : Изд-во Бюро новой техники, 1947. - 123 с.
39.5
Г14
263040M - КХ
Гай, Д. И. Формула мудрости : о С. А. Чаплыгине / Д. И. Гай. - М. : Знание, 1984. - 176 с. - (Творцы науки и техники).
53(09)
Г62
86153 -КХ (РФ)
Голубев, В. В. Сергей Алексеевич Чаплыгин : 1869-1942 : биографический очерк / член-кор. АН СССР, проф. В. В. Голубев ; Москов.  Гос. ун-т имени М. В. Ломоносова ; Науч. б-ка им. А. М. Горького. - М. : Изд-во Москов. ун-та, 1951. - 54, [2] с., 2 л. портр., ил.- (Замечательные ученые Москов. ун-та).
533
Г94
179053 - КХ
183002 - АБ
183848 - АБ
183850 - АБ
Гумилевский, Л. И. Чаплыгин / Л. И. Гумилевский. - М. : Молодая гвардия, 1969. - 271 с. -(ЖЗЛ. Сер. биографий. Основана в 1933 г. М. Горьким. Вып. 11 (471))
63.3(2Р-4Ли)
Е83
562961F - КХ)
Есин, А. Б. Чаплыгин: [город] Визитная карточка / А. Б. Есин, А. Н. Кореннов, Ю. А. Теляков ; сост. В. Л. Елецких. - Воронеж : ТО "Альбом", 2006. - 64 с.- (Визитная карточка). - ISBN 5-98631-012-8
53(09)
К77
43848M - КХ
46191M - АБ
46200M - АБ
Крапивин, Н. Н. Сергей Алексеевич Чаплыгин / Н. Н. Крапивин. - Липецк : Книжное изд-во, 1960. - 20 с. - (Наши знаменитые земляки).
71(09С)
М79
17353M - КХ
Мораф, М. Из жизни Чаплыгина / М. Мораф. - М. : Детгиз ; Ленинград, 1946. - 88 с.
91(С-Л)
П49
68408M - КХ
68881M - КХ
Полежаев, Н. Ф. Чаплыгин / Н. Ф. Полежаев. - Липецк : Книжное изд-во, 1963. - 47 с. - (Города нашей области)
 Яковлев В. Что сделал для науки и авиации академик С. А. Чаплыгин ? /В. Яковлев // http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-15299/