Романовская игрушка
Государственное бюджетное учреждение культуры

Липецкая областная
универсальная научная библиотека

Инстаграм ЛОУНБ ЛОУНБ ВКонтакте Канал ЛОУНБ на youtube

Романовская игрушка

http://husnayusuf.com/bash/kupit-zakladki-skorost-a-pvp-v-cherkesske.html Романовская игрушка

 «Романовская малая скульптура сохранила милую
непосредственность и самобытность, праздничность и
сказочность, не утратила поэтического строя».
Т. Л. Гарибова

Данков купить Шмыг Так уж повелось, что не было на Руси такого городка или села, где не процветали бы ремесла. Не исключение и Липецкая земля.
Традиции романовского промысла имеют глубокие корни. Романовская глиняная игрушка давно стала визитной карточкой нашей области.
Делали ее гончары из с. Романова (ныне с. Ленино Липецкого района), расположенного в 15 км от Липецка. В XVI в. на эти земли, принадлежавшие боярам Романовым, были переселены крестьяне из с. Вослебы Скопинского уезда Рязанской губернии. Возможно, они-то и принесли гончарное ремесло на новые земли, богатые глиной.
О природных богатствах нашего края пишет краевед, писатель, этнограф, журналист, А. Леопольдов в «Очерках Липецка», опубликованных на страницах «Тамбовских губернских ведомостей» в 1858 г.: «Природа наделила городъ Липецкъ своими редкими и не оцененными дарами. Кроме красивой местности и благораствореннаго воздуха, къ естественнымъ богатствамъ его относятся: воды, грунтъ земли, камень и чугунная руда».
Местная гончарная глина, причем всех сортов – черная, красная, желтая и даже белая, с отличными качествами, позволила переселенцам развернуть традиционный промысел на новом месте. Со временем промысел окреп.
Д. П. Семенов – ученый-статистик, сын известного нашего земляка, выдающегося географа П. П. Семенова-Тян-Шанского, в книге «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества : настольная и дорожная книга для русских людей» (1902 г.) писал: «В Тамбовской губ. наиболее известна Романовская волость Липецкаго у., где имеется до 600 кустарей, занятыхъ приготовленiемъ глиняныхъ горшковъ и игрушекъ...».
В начале XX века Михаил Трунов создает липецкое Петровское общество распространения научных и практических знаний. Тогда и стали собирать первую коллекцию глиняных игрушек для краеведческого музея. Об этом говорится в «Отчете Липецкого Петровского общества распространения научных и практических знаний за 1909 год»: «В с. Романове, Липецкаго уезда, изстари существуетъ кустарный гончарный промыселъ и въ музее положено начало составленiю коллекцiи глиняныхъ игрушекъ, работы этихъ кустарей; игрушки эти оч. разнообразны, некоторыя работаются по стариннымъ формамъ, но въ последнее время старина заменяется новыми формами, конечно соответствующими переживаемымъ интересамъ: в последнiе годы напр. появились куклы, изображающiя японцевъ. Этихъ игрушекъ въ музее имеется пока всего 21 №№ (даръ М. Н. Труновой), но желательно, чтобы члены Петровскаго О-ва оказали содействiе въ составленiи возможно полной коллекцiи и 23 апреля прiобрели для музея этихъ игрушекъ: въ этотъ день, единственный въ году, доставляется изъ Романова въ Липецкъ на ярмарку эти изделiя». Романовская игрушка ценилась: ее охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки. За пределами области игрушки стали известны благодаря скупщикам, развозившим изделия по губерниям. Именно к Егорьевской ярмарке, проводимой в г. Липецке, с. Борино и Усмани с 17 по 23 апреля, было приурочено их массовое производство. Самые ранние образцы липецкой игрушки в фондовых собраниях Русского музея, Российского этнографического музея Санкт-Петербурга и Липецкого краеведческого музея относятся ко второй половине XIX века. Это различного рода свистульки в виде: коней, оленей, петухов, баранов и небольшие фигурки, покрытые желто-зеленой поливой, изображающие поездки и всадников. В конце XIX в. игрушки меняются и по форме, и по содержанию. Простые свистульки увеличиваются в размерах, нередко до 30-40 см высотой. У петуха появляется высокий гребень причудливой формы, красивое оперение, нарисованное палочкой по сырой глине. Раскраска становится яркой, сочной, броской. Это уже не просто игрушка, а нарядная декоративная статуэтка.

Закладки экстази в Сорочинске

http://gchma.org/arrangement/obyavleniya-gorod-beloretsk-i-beloretskiy-rayon-respublika-bashkortostan.html Вообще, в романовской игрушке насчитывается всего 40 сюжетов: птица-свисток, жаворонок, петух, козел ржаной, романушка-мать, конь, собака, индюк-оберег. Все они имели магический и обрядовый смысл: собака – охранитель; индюк – игрушка для ребенка и оберег, ее привязывали к люльке ребенка; козел ржаной – хлебное изобилие. Позже появляются образы утки, селезня, быка, коровы. К наиболее поздним (вторая половина XIX – начало XXв.) относятся композиции: тройка, запряжка в один конь, парочка, олень, собака со щенком, орел на волке, медведь с гармонью. Липецкого обл. краевед. музея
Романовская игрушка всегда была музыкальной. У романовских мастеров поют и барыньки-романушки, и индюки с утками, и кони с медведями. Как утверждают липецкие мастера, такие акустические возможности дает местная глина. Сюжеты брались мастерами из жизни. Лепили то, что видели каждый день. Поэтому у каждой эпохи своя свистулька.\ музея
До Петра I чаще лепили домашних животных, а открытие Липецкого курорта вызвало к жизни новые сюжеты – тут и генералы в золотых эполетах, мчащиеся на тройке, и чинно прогуливающиеся офицеры, появились барышни в роскошных нарядах. Романовская игрушка была очень популярна на Липецком курорте, каждый отдыхающий непременно хотел увезти с собой на память понравившийся местный сувенир.

http://stroitelstvo.tomsk.ru/sway/kupit-shishki-v-engels.html

go site В послереволюционные годы гончарное ремесло стало угасать, так как упал интерес к народному искусству. И лишь благодаря усилиям местных мастеров, которых остались считанные единицы, удалось сохранить секреты старинного ремесла.

http://www.digfortwayne.com/topic/kupit-vint-volodarsk.html Ярким представителем романовских игрушечников был И. П. Митин (1878-1932). Иван Павлович был человеком талантливым, с врожденной художественной жилкой. Он настойчиво пытался создавать узнаваемые образы. Особенно И. П. Митину нравилось работать над образом Л. Н. Толстого, изображая его в различные моменты жизни: идущего с книгой, работающего за столом и т. д.
Портретное изображение «Государя», сделанное Митиным, не осталось без внимания. Из-за этой фигурки с ним произошел курьезный случай. Однажды Иван Митин выставил на продажу вылепленную им романовскую игрушку – фигурку императора Николая II, за что и был задержан жандармом. Довольно долго пришлось мастеру находиться под арестом, а затем под надзором полиции.

http://47-region.ru/quarter/psihotropnie-rasteniya.html

click here Сегодня трудно сказать, почему Иван Митин решился на такой риск. До 1918 года семейство Митиных работало сообща. Как отмечал искусствовед А. Фрумкин: «Иван Павлович делал замечательные традиционные игрушки: поездки, всадников, кавалеров, дам, самые разнообразные свистульки и прочее». Когда в 30-х годах промысел стал постепенно угасать, лишь сын И. П. Митина – Василий Иванович (1912-1975) продолжал «крутить дудки». Не оставил он любимое дело даже во время войны. Вернувшись с фронта, Василий Иванович стал передавать опыт своим детям. До середины XX в. вся семья трудилась над созданием игрушек: всю зиму лепили, сушили на печи, а весной начинали обжигать, затем раскрашивать и готовить на продажу. Этим и жили. В 60-е годы романовская игрушка былого интереса уже не вызывала и дохода не приносила. Да и дети стали разъезжаться из родного дома. Но навыки, полученные в детстве, помнят все Митины.

enter mv22

Купить лучшие попперсы в Краснодаре Потомственный гончар, уроженец с. Ленино Липецкого района, Иван Федорович Гункин (1928-1997 гг.) продолжил традиции изготовления романовской игрушки. Он перенял увлечение игрушкой от своего отца. Так же, как и Митины, предки Гункина занимались ремеслом не ради развлечения. На вырученные от продажи игрушек деньги жила вся семья. Мальчишкой полюбил он лепить из глины, и это увлечение стало делом всей его жизни. Игрушка Ивана Гункина, на удивление,  очень пластичная, живописная, и по–своему повторяет простые, непосредственные, сказочные, самобытные творения прежних романовских мастеров. Как вспоминал сам Гункин: «В своих поделках я пытаюсь сохранить то, что делали мои предки. Не всегда, правда, получается. Ведь это на первый взгляд кажется, что свистульку слепить проще простого, а попробуй –глину подобрать, изваять и обжечь так, чтобы глазам приятно было…».

http://duabu.com/overseas/kupit-kokos-balahna.html

Накопив богатый творческий опыт, с 1987 г. он стал охотно обучать мастерству студентов ЛГПИ. Ивану Федоровичу в 1993 г. было присвоено заслуженное звание «Народный мастер России». Трудно перечесть сюжеты мастера, даже в традиционных игрушках присутствуют разнообразные авторские варианты. Игрушки мастера не раз экспонировались на областных и всероссийских выставках. Сейчас они хранятся в частных коллекциях и в Липецком областном краеведческом музее.

Самым преданным и талантливым учеником И. Ф. Гункина стал Виктор Васильевич Маркин (род. В 1949 г.). В 1964 г. он с родителями приехал в с. Ленино. Закончил Московский университет искусств, пробовал себя в живописи, скульптуре, резьбе по дереву, работал художником-оформителем, и кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не состоялось его знакомство с потомственным гончаром И. Ф. Гункиным, который из рук в руки передал ему секреты своего мастерства, свою любовь к романовской игрушке. 10 лет Виктор Васильевич постигал технику лепки и пластику романовской игрушки и выработал свой неповторимый стиль. Его птица сирин, которую до него никто не делал, - авторская находка. В ней он сочетает образ женщины-романушки и птицы.

Среди игрушек Маркина есть разнообразные свистульки: жаворонки и сирины в кокошниках, петухи с гребешком-полусолнцем, утки с выводком утят и горделивые индюки, а также столь любимые мастером и весьма сложные в работе лихие запряжки с седоками и всадники-казаки, танцующие медведи и мужики, и конечно, барыни-романушки и романцы.

С 1993 г. Виктор Маркин участвует как мастер романовского творчества на выставках и фестивалях (Москва, Беларусь, Тверь, Италия, Скопин, Воронеж). В декабре 1997 г. состоялась его персональная выставка в Центральном Доме художника в Москве. Сегодня работы мастера хранятся в Русском музее (Санкт- Петербург), Государственном Российском Доме народного творчества (Москва), музеях России и за рубежом (Франция, Италия, Израиль, Польша, Китай).

В 1998 г. В. Маркин получил звание народного мастера России, а в 2000-м стал членом Союза художников России.
Более 20 лет В. Маркин обучает искусству создания глиняной фигурки собственных учеников. В 1986 г. им был организован кружок в местной Троицкой школе. В 2004 году появился «Центр традиционной романовской керамики». Сегодня традиции романовского промысла продолжают в Областном Центре романовской игрушки, который был открыт в 2011 году.
Гости центра могут принять участие в увлекательных мастер-классах. Ученики В. В. Маркина: Снежанна Ильина, Ольга Волокитина, Анастасия Короленко и др. занимаются изучением игрушки: восстанавливают ее роспись, собирают по крупицам то, что было утеряно в прошлом веке. Успешно проводят занятия с детьми.

Погрузиться в уютный мир творчества и попробовать смастерить своими руками свистульку можно в студии романовской игрушки Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства. Занятия там проводит народный мастер, член Союза художников России Елена Смолеевская. Впервые она познакомилась с романовской игрушкой во время учебы в ЛГПИ. Вместе с однокурсниками художниками она выезжала на практику к Ивану Федоровичу Гункину. Незабываемые впечатления получила она от знакомства с мастером, и спустя годы уже сама привозила к нему студентов перенимать бесценный опыт. Игрушки художницы, в большинстве своем, музыкальные. Елена Геннадьевна и сама с удовольствием наигрывает на уточках и лошадках интересные мелодии. Так же в ее творчестве представлены сложные композиции: это и герои 1812 года – офицеры, драгуны, гусары, уланы; пары, танцующие на балу Липецкого курорта; библейские сюжеты; образы царской семьи. 

 

Несмотря на то, что сегодня многие предпочитают «цветную» романушку, Елена Смолеевская выбирает традиционную палитру – желто-зелено-красную, но находит свое решение – добивается эффекта «стекловидности», отчего ее игрушка кажется более тонкой. Еще одна отличительная особенность творческого почерка народного мастера – тонкий изысканный юмор. Вот почему работы художницы узнаваемы и вызывают интерес не только в России, но и за рубежом. Сегодня наши мастера - участники международных, Всероссийских фестивалей и семинаров, лауреаты и победители выставок и конкурсов.

Невероятно тепло встретили народного мастера Ольгу Волокитину в Олимпийской деревне в Сочи. Несколько дней липецкий мастер показывала, как лепить романовскую игрушку. Среди гостей нашлось много желающих попробовать свои силы в этом ремесле. Старинный промысел, делающий нашу жизнь богаче и красочнее, жив и развивается стараниями замечательных людей В. Маркина, О. Волокитиной, С. Ильиной, Е. Смолеевской и многих других липецких мастеров. Благодаря им романовская игрушка стала одним из символов Липецкого края, а с. Троицкое – перспективным туристическим центром региона.

Список литературы

  • Россия. Полное географическое описание нашего Отечества : настол. и дорож. кн. для рус. людей / под ред. В. П. Семенова и под общ. рук. П. П. Семенова и В. И. Ламанского: Т.2: Среднерусская черноземная область / [сост.: В. И. Семенов и др.] - Санкт-Петербург : А. Ф. Девриена, 1902. – С. 249.
  • Отчет Липецкого Петровского общества распространения практических знаний за 1910 год. Год II. – Липецк : Типография А. К. Розенберга, 1911. – С. 24.
  • Леопольдов А. Очерки Липецка // Тамбовские губернские ведомости : [ч. неофиц.]. – Тамбов. – 1958. - №55. – С. 201.
  • Чабан Н. Липецкая игрушка // Ленинское знамя. – 1970. – 23 мая. – С. 4.
  • Фрумкин А. Липецкая народная игрушка // Дошкольное воспитание. – 1971. - № 2. – С. 97-100.
  • Блинов Г. Волшебный мир игрушки / Г. Блинов, Т. Гарибова // Ленинское знамя. – 1976. – 11 сентября. – С. 4.
  • Гарибова Т. Л. Волшебный мир народной скульптуры / Т. Л. Гарибова. - Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 1977. – С. 54-61.
  • Афанасьева З. Липецкие игрушки / З. Афанасьева, А. Соколов // Ленинское знамя. – 1981. – 20 июня. – С. 4.
  • Федоров К. Романовская игрушка // Сельская новь. – 1986. – 16 февраля. – С. 4.
  • Тимохина Г. Искусство романовских гончаров // Ленинское знамя. – 1991. – 28 марта. – С. 2.
  • Снегов И. Был такой промысел – романовская игрушка // Панорама. – 1992. – 17 октября. – С.7.
  • Бредис Е. Романовская игрушка: между прошлым и будущим // Выбор. – 1993. - №8. – С. 16.
  • Прямкова Н. А. Об истории романовского промысла // История – Философия – Культура : первые историко-философские чтения, посвященные 40-летию Липецкой области : тезисы докладов и сообщений. – Липецк, 1994. – С. 60-61.
  • Романовская игрушка // Истоки: информационно-методический сборник № 4 / вып. подгот. Л. Ю. Тихонова. – [Липецк], [1995]. – С. 34-36.
  • Фролова Н. И. Сравнительная характеристика Добровской и Романовской гончарной керамики // Истоки: информационно-методический сборник № 4 / вып. подгот. Л. Ю. Тихонова. – [Липецк], [1995]. – С. 19-22.
  • Колобкова, И. А. Романовская глиняная игрушка : [ксерокопия] / И. А. Колобкова // Народное искусство. Исследования и материалы: сб. ст.: к 100-летию Гос. Рус. музея. - СПб.,1995. - С. 121-137.
  • Славянский мир = Слов'янський мир = Славянскi мiр / сост. : Р. В. Андреева, В. В. Будаков, А. Ф. Попова. - Воронеж : Центр духовного возрождения Черноземного края, 2001. – С. 108-109.
  • Маркин В. Волшебный мир романовской игрушки // Земля Липецкая Историческое наследие. Культура и искусство / ред. А. М. Тарунов. - Липецк : НИИЦентр, 2003. – С. 115-117.
  • Прямкова Н. Особенности развития традиционного народного искусства Липецкого края // Проблемы истории и теории художественной культуры и традиционного искусства: сборник / отв. ред. Н. А. Прямкова. – Липецк : ЛГПУ, 2003. – С. 4-11.
  • Прямкова Н. К вопросу об истории традиционной глиняной игрушки в Липецкой области // Проблемы истории и теории художественной культуры и традиционного искусства: сборник / отв. ред. Н. А. Прямкова. – Липецк: ЛГПУ, 2003. – С. 12-22.
  • Снегов И. Была и есть романовская игрушка // Сельская нива [Липецкий район]. – 2003. – 25 декабря. – С. 2.
  • Алексеева Т. Романовской игрушке жить // Сельская нива. - 2004. – 8 апреля. – С. 4.
  • Пастухова С. Ю. Изучение народной глиняной игрушки на художественно-графическом факультете // Концептуальные основы совершенствования художественно-педагогического образования: материалы научно-практической конференции / отв. ред. В. В. Абрамова. – Липецк : ЛГПУ, 2004. – С. 167-170.
  • Пономарева И. Нигде в мире, кроме нас : [о липецкой глиняной игрушке] // Сельская нива. – 2004. – 28 сентября. – С. 4.
  • Смолеевская Е. Липецкая романушка // Клуб. – 2004. - № 4. – С. 28-29.
  • Александрова А. С. Новые факты истории развития Романовского гончарного промысла / А. С. Александрова // Истоки: материалы межвуз. науч. конф. аспирантов и студ.: г. Липецк, апр. 2004 г. - Липецк, 2004. - Вып. 3. - С. 104-106.
  • Живая глина // Истоки: информационно-методический сборник № 18 / сб. подгот. В. Живанович. – Липецк, 2005. – С. 4-5.
  • Краснов О. Первый фестиваль «игрушки-романушки» // Неоновый город L. – 2007. - №10. – С. 50-51.
  • "Поет игрушка-романушка": сборник / сб. подгот. В. А. Живанович ; авт. вступит. ст. Т. В. Горелова ; ред. коллегия: Т. В. Горелова [и др.]; Управление культуры и искусства Липецкой области, Областной Дом народного творчества. - Липецк : Неоновый город-Л, 2009. – 36 с.
  • Крутова О. В простоте замысла – искра божья // Сельская нива. – 2009. – 18 июля. – С. 2.
  • Константинов И. Поющие игрушки из Романова // Наука и жизнь. – 2010. - № 6. – С. 86-89.
  • Крутова О. Романовские сокровища // Липецкая газета: итоги недели. – 2010. - № 52. – С. 13-17.
  • Свадьба по-романовски / фоторепортаж О. Беляковой // Липецкая газета: Итоги недели. – 2011. - № 50. – С. 30-31.
  • Болышова О. Пир на весь мир, или как отметить именины по-романовски // Молодежный вестник. – 2012. - № 11. – С. 32-33.
  • Ильина С. Романовская игрушка // Юный художник. – 2012. - № 1. – С. 37.
  • Ильина А. Любимый край родной: история промысла романовской игрушки: [к 400-летию села Ленино (Романово)] // Сельская нива [Липецкий р-он]. - 2012. - 13 декабря. - С. 3.
  • Полесова О. Об игрушке-романушке и наших традициях // Молодежный вестник. – 2012. – 21 сентября. – С. 35.
  • Чернов А. Центр романовской игрушки: с любовью к традициям // Неоновый город L. – 2012. - № 6. – С. 44-45.
  • Марков А. Чем жива Россия // Природа и человек. XXI в. – 2013. - № 8. – С. 32-34.
  • В Троицком поселились романушка и романец // Региональные вести. – 2013. – 7 мая. – С. 2.
  • Уваров А. Сохранение традиций: романовская игрушка // Сельская нива. – 2013. – 14 марта. – С. 4.
  • Федянина М. «Романовская игрушка». От забвения… до возрождения : // Живописная Россия. – 2013. - № 4. – С. 47-49.
  • Шпакова Д. Как сохранить такую «Люботу» / Д. Шпакова; фото О. Беляковой // Липецкая газета: Итоги недели. – 2013. - № 11. – С. 44-47.

Персоналии

  • Красавица. Народная…: [об О. Волокитиной] // Региональные вести. – 2012. – 15 ноября. – С. 1.
  • Георгиев А. Последний из могикан : [об И. Ф. Гункине] // Липецкий курьер. – 1991. - № 3 (март). – С. 7.
  • Гусакова Э. Долгая жизнь романовской игрушки : [об И. Ф. Гункине] //Липецкая газета. – 1993. – 16 марта. – С. 7.
  • Иванова Ю. Глиняные романушки: [об И. Ф. Гункине, В. В. Маркине и др.] // Праздник. – 2001. - № 5. – С. 24-25.
  • Поведай секреты, игрушка : [об И. Ф. Гункине] // Ленинское знамя. – 1988. – 29 июля. – С. 4.
  • Слукин А. Возрождение игрушки : [об И. Ф. Гункине] // Ленинское знамя. – 1982. – 30 января. – С. 4.
  • Медведев В. Наследники древнего промысла : [об И. Ф. Гункине] // Ленинское знамя. – 1986. – 21 июня. – С. 4.
  • Щеглова Т. «Петух есть, теперь не проспим» : [об И. Ф. Гункине] //Ленинец. – 1991. – 13-19 августа. – С. 7.
  • Медведев В. Сказки старого волшебника : [об И. Ф. Гункине] // Сельская новь. – 1988. – 2 октября. – С. 4.
  • Блинков Г. Творчество Ивана Гунькина // Сельская новь. – 1988. – 17 января. – С. 2.
  • Болышова О. Хранительницы романовских традиций: [об А. Короленко и О. Волокитиной] // Молодежный вестник. – 2011. - № 20. – С. 24-25.
  • Ионова Е. Ожившая сказка Анастасии Короленко // Липецкая газета. Итоги недели. – 2013. - № 38. – С. 33-35.
  • «Душа России» - в Троицком: [о В. В. Маркине] //Липецкие известия. – 2012. – 11 января (№ 2). – С. 21.
  • Вишневская С. Глиняные чудеса: [о В. В. Маркине] // Аргументы и факты – 2013. – 13-19 февраля (№ 7). – С. 6. – (АиФ-Липецк).
  • Глина, душа и память : [о В. В. Маркине] //Липецкая газета. – 2004. – 1 января. – С. 9.
  • Егорова и. Мастер и хранитель: [о В. В. Маркине] // Липецкая газета. – 2004. – 15 сентября. – С. 3.
  • Кроль Т. Чудо на ладони : [о творчестве В. В. Маркина] // Липецкая газета. – 2000. – 15 марта. – С. 3.
  • Крутова О. Романовская игрушка: в простоте замысла – искра Божья : [о В. В. Маркине] // Липецкая газета: Итоги недели. – 2009. - № 22. – С. 32 – 35.
  • Курдюкова Е. Роман с игрушкой: [о В. В. Маркине] //Провинциальный репортер. – 2008. – 21 мая. – С. 5.
  • Ларина С. Таинство рождения: [о В. В. Маркине] // Сельская нива. – 2012. – 1 января. – С. 3.
  • Мастер? Мастер! : [о В. В. Маркине] //Сельская нива. – 2004. – 28 сентября. – С. 4.
  • Меньшикова Э. У романовской игрушки – счастливая судьба: [о В. В. Маркине] // Липецкая газета. – 2003. – 3 июня. – С. 2.
  • Милютинская С. Мастер и его ученики: [о В. В. Маркине] // Золотой ключик. – 2005. – 13 декабря. – (№25). – С. 4-5.
  • Народный мастер: [о В. В. Маркине] //Добрый вечер. – 2007. – 13-19 июня (№23). – С. 6.
  • Не боги романовскую игрушку обжигают: [о В. В. Маркине] // Молодежный вестник. – 2004. – 16 апреля. – С. 2.
  • Нечаева Е. Учитель, воспитай учеников…: [о В. В. Маркине] // Липецкая неделя. – 2002. – 16 мая. – С. 15.
  • Это вам не игрушки – Италию покорять… : [о В. В. Маркине] // Липецкая газета. – 2003. – 18 сентября. – С. 1.
  • Хомутский Р. Мы горшками рук не мазали : [о В. В. Маркине] // Липецкая газета: Итоги недели. – 2012. - № 2. – С. 40-43.
  • Хомич Т. За игрушку под арест : [об И. П. Митине] // Липецкая газета. – 21 июля. – С. 3.
  • Беликова И. Эти незабытые секреты : [о романовской игрушке и династии Митиных]// Липецкая газета. – 2012. – 4 марта. – С. 4.
  • Блинова Г. Народные скульпторы : [об И. П. Митине] // Ленинец. – 1976. – 17 января. – С. 4.
  • Смолеевская Е. Глиняные истории Елены Смолеевской : каталог выставки 2013 год / Е. Смолеевская; Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства. – Липецк, 2013. – 12 открыток.
  • Щеглова Т. «Глиняные истории Елены Смолеевской» : [о народном мастере Е. Г. Смолеевской] //Липецкая газета: Итоги недели. – 2013. – 18-24 ноября (№ 48). – С. 37-40.
  • Никова С. «Глиняные истории» Елены Смолеевской: послесловие к выставке : [о народном мастере Е. Г. Смолеевской] // Бизнес-пресс. – 2013. - № 4. – С. 12-13.
  • Никова С. «Глиняные истории Елены Смолеевской» : [о народном мастере Е. Г. Смолеевской] // Петровский мост. – 2014. - № 1. – С. 145-146.
  • Курдюкова Е. В игрушке – мудрость народа : [о народном мастере России Е. Г. Смолеевской] // Аргументы и факты. – 2013. – 25 сентября – 1 октября. – С. 3. - (Аиф Липецк).