Первый квартал 2017
Государственное бюджетное учреждение культуры

Липецкая областная
универсальная научная библиотека

Инстаграм ЛОУНБ ЛОУНБ ВКонтакте Канал ЛОУНБ на youtube

Первый квартал 2017

«Мы живем во времена невиданного информационного взрыва. Каждую минуту на Youtube загружается 48 часов видео, пользователи посылают 204 миллионов посланий, создается 571 новый интернет-сайт. В то же самое время растет количество печатных и электронных книг. Но не стоит ожидать смерти печатного станка в ближайшем будущем: подавляющее большинство читателей предпочитают традиционную книгу и не заинтересовано в электронном эквиваленте» (так пишет в своей статье Лиана Алавердова, работник Бруклинской публичной библиотеки).

Дружба народов. – 2017. – № 1.

drnar4Роман Анны Тугаревой «Иншалла» (Чеченский дневник) о трагедии ссыльного народа на примере «волчьей» судьбы отдельно взятого человека. О любви, об укрощении волка. Жесткая ткань прозы. Гордость, свобода, ненависть и, конечно, любовь.

«Именно успех в становлении практик и норм взаимоподдерживающего развития разных укладов жизни может определить место России в завтрашнем мире... Не нефть и не «духовность», не экономика, технология или геополитика, а значимые для всего мира общественные практики могут стать вкладом России в ХХI век», – так считает автор статьи «Страна разных скоростей» Андрей Русаков.

В статье «На площади Бастилии больше не танцуют» культуролог Юрий Каграманов разбирает, что думают о Французской революции французские историки и какое общественное мнение складывается о ней на Западе и в самой Франции.

Журнал представляет заметки «фестивального путешественника», прозаика и драматурга, ныне живущего в Швеции, Керен Климовски: «С тех пор как мы с мужем создали свой театр, мы бываем на театральных фестивалях в настолько необычных местах, что захотелось вести путевой дневник...». География публикуемых заметок – Косово, Киргизия, Монголия. «Впечатления от увиденного – просто предлогпоговорить о своем...».

Дружба народов. – 2017. – № 2.

Книга Дмитрия Шеварова «Тень уходящего Петра» особенно порадует тех, кто родился в Советском Союзе, много забытых, а тогда значимых имен, известных художников, поэтов, писателей классиков и наших современников, декабристов, фронтовиков, соседей, да просто малознакомых людей, но оставивших незабываемую память в душе писателя. Уютная книга для вечернего чтения: «И как хорошо войти на кухню, заметить дождевую воду, натёкшую во время ливня между рам, прикрыть окно, вдохнув напоследок сырой запах трав, георгинов, цветущей липы и близкой ночной реки».
А это отзыв читателя – «Кончив читать, я некотрое время еще сидел в необходимой, целительной тишине, пришедшей вослед этой доброй, поэтической интонации».

Дмитрий Шеваров – очень глубоко думающий журналист! Стоит только прочесть статьи из газет «Комсомольская правда», «Первое сентября», «Российская газета».
Эти 20 лет прошли у нас без рабочих, без крестьян, без людей обычных простых профессий, благодаря которым наша страна еще держится. Благодаря этой замечательной книге мы вспомним о них.

Знамя. – 2017. – № 1.

znamya3Тимур Кибиров представил на суд читателей роман «Генерал и его семья». Генерал Бочажок – царь и бог военного городка встречает в аэропорту долгожданную дочь Анну и с изумлением обнаруживает, что она беременна. От кого не говорит, и на протяжении всего повествования генерал разгадывает эту тайну. Роман полон аллюзий и отсылок к русской поэзии.

Известный кинодраматург Наталья Рязанцева представляет Анну Кузьминых с публикацией «Страниц из дневника «Человек за бортом»». Автор дневника борется с неизлечимой болезнью – фибромиалгией; ежедневные записи – способ ее борьбы.
«Моя радость – публикация страниц из моего дневника в журнале «Знамя», чтобы вы поняли, почему я так радуюсь: литературный журнал этот издается с 1931 года, и там печатали в своё время Ахматову, Паустовского, там были напечатаны «Стихи из романа» Пастернака ещё до печати самого «Доктора Живаго», там были Булгаков, Платонов, Татьяна Толстая. В общем, с чего взяли меня – неясно. Даже перечитываю – и вижу, что написано плохо (буду радоваться этому, как радуются нескромные безвкусные люди, случайно попавшие в слишком достойное место)», – так пишет Анна в соцсетях. Дневник необыкновенно проникновенен, изящество слога, да и режиссерский талант Анны подкупает.

Под рубрикой «Непрошедшее» печатаются мемуары фоторепортера Виктора Баженова «Фотоувеличение» о театральных режиссерах Юрии Любимове, Анатолии Васильеве, Роберте Стуруа, а также о композиторах Араме Хачатуряне и Софье Губайдуллиной.
Под рубрикой «Свидетельства» выступает внучка раскулаченного крестьянина и дочь военнопленного, угодившего после освобождения из немецкого концлагеря в ссылку за Урал: Алевтина Малыгина «А были ли репрессии?».

 

Знамя. – 2017. – № 2

Февральский номер открывается поэтической подборкой Игоря Волгина «На изломе жизни...»,
ведущего программы «Игра в бисер» на канале Культура, готовящегося встретить свое семидесятипятилетие.
Молодой прозаик Константин Куприянов представляет повесть «Новая реальность». Герой, который волею судьбы оказывается в числе «эвакуированных» из Москвы в маленький северный городок представителей, так называемого креативного класса. Это имело трагические последствия для его личности.
«Голубка» Майи Кучерской лирическое повествование, написанное от первого лица, в котором переплетаются мистика и реальность, а тонкие психологические мотивы соседствуют с жесткой правдой жизни.
Леонид Зорин публикует ещё одно сочинение в жанре монолога. Оно называется «Бубенчик». На этот раз умудрённый творческим и жизненным опытом писатель даёт наставления молодому коллеге.
Рассказ Юлии Лукшиной «Мертвая лиса» написан от первого лица, причём повествователем выступает это дикое животное. Такой своеобразный ракурс позволяет увидеть многие мелкие детали людской жизни и тонкости их взаимоотношений.
«Критика» представлена статьей Сергея Чупринина «На круги своя, или Утраченные иллюзии» с подзаголовком «девять с половиной тезисов — соображения о сегодняшнем бытовании литературы в нашем обществе.


Знамя. – 2017. – № 3.

Третий номер открывается подборкой известной поэтессы Веры Павловой «Музыка спящему в коме», названной по горестному и отважному стихотворению.
Повесть Владимира Лидского «Игра в пепел» − драматичное разыскание своих корней и рассказ о предках. Стилистически безупречное сочинение.
Елена Нестерина дебютирует с повестью «Вечного счастья!». Полная неожиданных сюжетных поворотов и горькой иронии история о том, кто и как мог бы стать президентом нашей страны.
Большая публикация писем Беллы Ахмадулиной Борису Мессереру с его комментариями, раскрывающими обстоятельства того или иного послания и предисловием, которое заканчивается приглашением «еще раз оценить чудо таланта поэта и чудо его пребывания на белом свете». Можно считать это подарком для постоянных читателей журнала.
Под рубрикой «Образ мысли» − заметки Алексея Малашенко «Записки отсталого человека». Пишет автор в предуведомлении, что у него «появилось чувство отчуждения от своего времени, раздражения против него, отставание от него».
«Пестрая лента-17» Натальи Ивановой в традиционной рубрике «Гутенберг» привлекает внимание к четырем книгам: «Русский Букер-25», поэтическим сборникам Сергея Гандлевского «Ржавчина и желтизна» и Михаила Айзенберга «Шесть», литературному дневнику Евгения Ермолина «Мультиверс» и книге эссе, заметок и бесед Татьяны Москвиной «Культурный разговор».

Иностранная литература. – 2017. – № 1.

inostrlit2Публикация отдельных листков из «Kilroy was here» открывает номер «Круглогодичного календаря» знаменитого немецкого писателя Ханса Магнуса Энценсбергера. Во вступлении переводчица календаря Наталия Васильева напоминает, что название книги «Kilroy was here» – известный с середины прошлого века слоган, который выводили на стенах солдаты продвигавшейся по Европе американской армии».
«Торговец зачинами романов» румынского писателя Матея Вишнека с подзаголовком «Роман-калейдоскоп». Роман имеет непосредственное отношение к такому явлению культуры как постмодернизм: невеселая притча о закате эпохи индивидуального вдохновения и окончательной победе литературной индустрии.
Итальянский писатель, поэт и драматург Курцио Малапарте представляет рассказы. Содержание этих рассказов самое неожиданное: от описания дружбы с собакой как полноценного партнерства до современной версии библейской истории о каре, обрушившейся на Содом и Гоморру.

Иностранная литература. – 2017. – № 2.

Февральский выпуск называется «Хор из одного человека. К 100-летию Энтони Бёрджесса».
Роман «Право на ответ». Главный герой – повидавший виды средний руки бизнесмен, бывающий на родине, в провинциальном английском городке, лишь от случая к случаю. В очередной такой приезд герой становится свидетелем, а постепенно и участником трагикомических событий, замешанных на игре в адюльтер, в которую поначалу вовлечены две супружеские пары. Роман написан с юмором, самым непринужденным.
В рассказе «Встреча в Вальядолиде» описывается вымышленное знакомство Сервантеса с Шекспиром, оказавшимся в Испании с театральной труппой, чьи гастроли были приурочены к заключению мирного договора между Британией и Испанией.
В рубрике «Документальная проза» – фрагмент автобиографии Энтони Бёрджесса «Твое время прошло».

Иностранная литература. – 2017. – № 3.

Пьеса «Романс» известного американского драматурга, сценариста и режиссера Дэвида Мэмета. Абсурдный судебный процесс, где большинство участников бредового судилища, включая Обвинителя, Защитника и Судью, по существу, виновны не менее Обвиняемого. И пафос пьесы можно охарактеризовать выражением «все хороши».
«Примеры из жизни», рассказы известной современной датской писательницы Хелле Хелле. «В сборнике можно проследить три повторяющиеся сюжетные линии. Первая – это наиболее часто появляющийся рассказ о замкнутой и немного печальной девушке Марианне, ее суждениях, видениях и впечатлениях детства... Некоторые главы посвящены и другим людям, проживающим с Марианной в одном городе... И наконец, третья сюжетная линия состоит из лирико-философских авторских отступлений, рассуждений на тему возраста, семьи, смысла имен... Маленькие экзистенциальные шедевры Хелле Хелле, хотя и в ироничной форме, но довольно ярко отражают менталитет, привычки и уклад жизни современных датчан», – указано в предисловии.
Информация к размышлению. Non-fiction с Алексеем Михеевым. Читателю предлагается беглый обзор книг о современной музыке, в числе прочего - о ее недавней, неожиданной и своеобразной эмансипации.

Новый мир. – 2017. – № 1.

noviymirПро энергетику 90-х годов рассказ Олега Хафизова «Грязные девочки», про то, как и из чего складывались судьбы нынешних медиазвезд, – рассказ небольшой по объему, но с емкими по содержанию картинками ушедшей в историю жизни.

О субъект-субъектном методе чтения Татьяна Касаткина. Статья посвящена месту личности в гуманитарных науках и вообще о гуманитарном знании как именно встрече личностей: «Мы выросли в ментальной системе, которая предполагает, что чем меньше личность участвует в научном/познавательном процессе, тем этот процесс более достоверен. То есть та наука, как она существует сейчас в подавляющем объеме, решительно исключает из себя участие именно личности. Причем исключение личности познающего есть лишь следствие первоначального исключения из процесса личности познаваемого. Меж тем, для гуманитарного знания такое положение дел является сокрушительным, поскольку методология гуманитарного знания принципиально требует субъект-субъектных отношений между познаваемым и познающим, а не субъект-объектных, при которых предполагается исключительно страдательная позиция объекта, подвергающегося воздействию, но не вступающего во взаимодействие».
О преподавании литературы в школе статья Андрея Ранчина «Есть ценностей незыблемая скала».
Автор начинает статью с упоминания о высказывании президента Российской академии образования Людмилы Вербицкой, предложившей исключить из школьной программы «Войну и мир» и произведения Достоевского как слишком умственные для школьника. Но проблема здесь, как считает автор, в другом: «Беда или ошибка заключается не в том, что сегодняшняя школьная программа преклоняется перед «веком минувшим» и пренебрегает «веком нынешним». В школе по существу отсутствует концепция преподавания литературы: неясны цели обучения. Литература в школе продолжает восприниматься как инструмент нравственного или идеологического воспитания – как прикладное явление, а не как самоценный эстетический феномен».
Александр Белый «О Лермонтове, но больше о Борисе Рыжем». «Как ни широко изучались творчество и судьба Лермонтова, остается одна область неопределенности, перед которой писавшие останавливаются в нерешительности и недоумении. Вопрос вот в чем: случайно или сознательно Лермонтов подставил себя под пулю? ... Если же он сознательно шел на смерть, а дуэль была просо способом достижения цели, то мы становимся перед целой гаммой трудных вопросов, выводящих ситуацию за пределы ясных понятий». Автор обращается к смерти (самоубийству) Бориса Рыжего, анализ взаимоотношений лирического героя с жизнью и смертью в творчестве Лермонтова и Рыжего. Критики о Борисе Рыжем: «У Бориса Рыжего было крайне русское исповедальное дарование. Когда перечитываешь его вирши, сжимается сердце, и хочется завещать всем молодым: не поступайте так, для Бога, со своей жизнью, потому что она и без того коротка».
Кинообозрение Натальи Сиривли. Гибридное кино. «Калининград – старинный и «убитый»; голые школьники на пляже спокойно перешагивающие через целующихся учителей; школа с нищими классами и роскошным бассейном; крестный ход в школьном спортзале; демонстрация гениталий в защиту традиционных ценностей. Ну, и главным образом, слова разрушительной ненависти, выдранные из Книги о Божьей любви (и заботливо снабженные точными сносками, всплывающими прямо на экране)».

Октябрь. – 2017. – № 1.

oktyabrКсения Драгунская с повестью «Колокольников – Подколокольный». Московская повесть о познесоветской юности и современной зрелости, как два созвучно названных переулка, между которыми и началась вся эта история.
Повесть позволяет расслышать самые непривычные жизненные созвучия, связи между последней утратой и шансом на новую судьбу, между верностью детской дружбе и умением быть настоящим взрослым, между фейсбучными войнами и идеологической цензурой, между обездоленностью и счастьем.
Фрагмент романа Лены Элтанг «Зое». Завораживающий слог Лены Элтанг превращает судьбу, полную невысказанных страхов и поздних сожалений, в изысканную, наполненную чувством и вкусом жизни поэму воспоминаний, связанных с укромными уголками европейской Аркадии.

Анна Кознова. «Еxcuse my impossible English...» О переписке Б.Л. Пастернака с англоязычными корреспондентами. Эпистолярное наследие Пастернака, возникшего в период конфликта писателя с советской властью конца пятидесятых годов: «Западная общественность внимательно следила за расправой; жестами поддержки писателя были телеграммы, письма, посылки с книгами».

Сегодня современная литература пребывает в новом качестве, представлена самыми разнообразными жанрами, в том числе и эпистолярными, но, несмотря на противоречивость существующего, литература органична. У каждого она своя, поэтому для всех одинаковой быть не может. Читатель сам пытается разобраться, что он читает, старается не зависеть от «диктата рынка». «Толстяки» здесь весьма кстати, практически благодаря им мы в состоянии определить, каким сейчас является единый литературный процесс.

 

Составитель гл. библиограф ИБО Попова Ю. Ю.