Третий квартал 2016 года
Государственное бюджетное учреждение культуры

Липецкая областная
универсальная научная библиотека

Инстаграм ЛОУНБ ЛОУНБ ВКонтакте Канал ЛОУНБ на youtube

Третий квартал 2016 года

Толстые журналы – моторы литературы 
Роман Сенчин.

Все классические журналы с едва ли не вековой историей по-прежнему выходят. Все не похожи один на другого. Одни с направлением историко-культурным, другие ориентируются на образы советской прозы, а третьи тяготеют к прозе и поэзии. Похвально, что на дискуссии за "круглый стол" о проблемах толстых журналов приглашают не только знаменитых писателей, поэтов, культурологов, но и библиотекарей. Кстати, можно с удовлетворением констатировать, что журналы читают. Меняется стиль, язык, но вечные вопросы и проблемы так и останутся вечными – кто мы, зачем мы, любовь и верность, ненависть, предательство... 
Для Вас обзор наиболее интересных публикаций, на которые следует обратить внимание.

Звезда. – 2016. – № 7, 8.
72016У "Звезды" лимит на интеллектуальность неисчерпаем, это в очередной раз подтверждают два летних номера журнала.
В седьмом номере опубликованы главы из повести Нины Щербак "Мерцающие сны". Главная героиня повести  Вера из Санкт-Петербурга, сотрудница филфака, тонкая и глубокая натура, свою любовь ищет сначала в Англии, а потом в России. Эта история обманутых ожиданий, большой практический опыт в «эпоху нулевых», миллионеры, дорогие шубы, бриллианты и т. д. – все это очень близко и знакомо. Доступное изложение, современный язык, – несомненно повесть будет пользоваться вниманием читателей.
В этом же журнале напечатан "Переделкинский дневник. 1999-2000" Юрия Карякина. Юрий Карякин – один из самых глубоких русских мыслителей второй половины ХХ века. В непростой обстановке этого времени у него, как и у всех нас, менялись взгляды. Как сказал Фазиль Искандер: "Юрий Карякин показывает, как поток жизни, прочитанные книги, встречи с умными людьми и собственные раздумья постепенно привели его к переменам политических и философских убеждений". Почему человек меняет свои убеждения, что за этим следует, вы узнаете, прочитав "Переделкинский дневник", продолжение к книге "Перемена убеждений (от ослепления к прозрению)". Большой удачей писателя стали встречи с талантливейшими представителями отечественной культуры – Александром Солженицыным, Эрнстом Неизвестным, Булатом Окуджавой, Владимиром Высоцким, Фазилем Искандером, Алесем Адамовичем, Лидией Чуковской и др. "Задумываясь о нашем, моем поколении, я вовсе не говорю: лучшее-худшее...Каждое поколение неповторимо. Я просто говорю: такого не было, нет и не будет. И последнее слово нами все-таки еще не сказано, недосказано. Потому что еще живы некоторые старики". (Юрий Карякин).
Восьмой номер журнала "Звезда" в разделе "Мемуары ХХ века" продолжает публиковать воспоминания астрофизика Татьяны Дервиз о начале её становления как ученого. Мемуары, напомним, называются "Наука ты, наука...".
Елена Успенская-Аносова посвящает свои записи "Переулок Ильича" истории ленинградской богемы, памяти своего мужа, художника, безвременно погибшего Вадима Успенского.
Писатель Юрий Карякин заканчивает в этом номере свой "Переделкинский дневник".
Эссе Сергея Стратановского на непростую тему, но весьма нам близкую "Антисемитизм и христианский миф". Вот, что имел ввиду автор: "Вера в страдающего бога помогает человеку переносить его собственные страдания – это и привлекало язычников в христианстве, но в меньшей степени это привлекало евреев. Для этих последних главным было не страдание. А грех и вина. Спасение мыслилось ими как искупление греха".
Игорь Смирнов в материале под названием "Сыр да пиво" написал комментарий к роману Набокова "Дар". Смирнов пишет о перекличках романа Набокова с текстом немецкой писательницы Габриэле Тергит.
Дмитрий Прокофьев, побывавший на Петербургском экономическом форуме 2016 года, вспоминает одно выступление профессора Грэхэма: "Так вот, говорил профессор, дело не в технологиях, а в той среде, где эти технологии применяются. Ключ к инновациям Массачусетского института спрятан не в самом институте, а в творческой среде города Бостона, в социальной и интеллектуальной среде Америки с ее культом уважения к интеллектуальной собственности и институтам, поощряющим состязательность и инновации".

Нева. – 2016. – № 7.
2016Если Вы любите "крупную прозу", определенный хаос, исследование воображения, размышления молодого философа, человека не читающего, а начитанного, в чем-то историка, романтика, мастера интеллектуального слога, тогда Вам стоит познакомиться с романом "Ветошница" Антона Заньковского.
Новая книга Наума Александровича Синдаловского "Очерки Петербургской мифологии" представляет собой цикл тематических очерков, создающих своеобразную панораму городской жизни старого и нового Петербурга. Героями книги стали светские львы и венценосные особы, гвардейские офицеры и балтийские моряки, фабричные рабочие и студенты; некоторые пласты городского фольклора не лишены ненормативной лексики. Читатели приглашаются в увлекательный мир петербургского городского фольклора.
 
 
 
Иностранная литература. – 2016. – № 7, 8, 9.
72016 1Седьмой номер "Иностранной литературы" знакомит читателей с романом Генри Грина "Возвращение" в переводе Елены Улановой.
Главный персонаж романа, вернувшийся с войны одноногим Чарли Саммерс, оказывается в реальности прошлого и реальности настоящего, вымышленной и объективной. Чарли сложно вжиться в новое общество после пребывания в лагере для военнопленных, он не может перейти в своем восприятии от знакомого прошлого к непривычному настоящему. Его гнетет воспоминание о прошлой, ушедшей любви. Образ умершей возлюбленной Розы Грант отражается в образе другой героини Нэнси. "Зеркальная" система образов романа, поэтические описания – все пронизано личным восприятием героя себя как такового. Такой прием повествования очень близок и понятен читателю. Роман Генри Грина "Возвращение" был назван современниками романом-контузией.
В рубрике "Документальная проза" – "Дневники" (1965-1972) английского писателя Джона Фаулза с предисловием английского историка и киноведа Чарльза Дрейзина и в переводе Валерии Бернацкой. "Дневники" Джона Фаулза – для тех, кто склонен к путешествиям во времени. Воспоминания и Дневники сейчас один из самых популярных литературных жанров. Многие вспомнят себя, когда в школьные и юношеские годы вели свой Дневник, поэтому должны по достоинству оценить талант и внутреннее состояние известного писателя. Джон Фаулз на страницах "Дневника" мастерски описал свои путешествия, поделился своими мыслями и наблюдениями: необыкновенная любовь к природе, особенно в финальных частях его записей, непредвзятое отношение к вещам и событиям должно привлечь интересующихся творчеством талантливого рассказчика, "последнего интеллектуала 20 века".
Восьмой номер журнала, посвященный немецкой литературе, открывается подборкой рассказов Эльке Хайденрайха "Лучшие годы", Грегора Зандера "Зимняя рыба", Луца Зайлера "Зов", Кристы Вольф "Август", Торстена Шульца "На роликах". Размышления о прошлом и о том, как это прошлое звучит в настоящем, объединяет авторов: взаимоотношения отцов и детей, одиночество, болезни, воспоминания сиротского послевоенного детства – вот основные сюжетные темы рассказов немецких писателей.
Для тех, кто любит утонченную поэзию, будет интересна рубрика "Конкурс переводов", который посвящен международному конкурсу переводчиков поэзии Виславы Шимборской (1923-2012) – польской поэтессы, лауреата Нобелевской премии по литературе 1996 года. В. Шимборская – автор книг стихов, сборников эссеистики, переводов французских поэтов.
В рубрике "NB" помещены "Три монолога" итальянца Клаудио Магриса, как сказано во вступлении переводчика монологов Валерия Николаева, основного претендента от Италии на Нобелевскую премию по литературе: "Три монолога, не похожие друг на друга, но объединенные приблизительно одной тематикой: неизвестностью, таинственностью бытия, страхом перед жизнью".
Рубрика "документальная проза" знакомит вас с писательницей Ханной Кралль, написавшей лучшие репортажи "К востоку от Арбата", читая их, мы погружаемся в эпоху 60-х, когда Польша дружила с Россией.
Заканчивается августовский номер рубрикой "В устье Гудзона с Алексеем Цветковым", в котором печатается "Четыре эссе". Алексей Петрович Цветков – русский поэт, прозаик, эссеист, критик и переводчик, с 1975 года живущий в Америке. Лауреат премии "Андрея Белого" (2007) и "Русской премии" (2011). Эссе повествуют об эмигрантской жизни, подводя итоги сорокалетнего опыта эмиграции.
Сентябрьский номер открывает роман "Голубой цветок" английской писательницы, лауреата Букеровской премии (1979) Пенелопы Фицджеральд (1916-2000).
Это жизненная драма Фридриха фон Харденберга, известного под именем Новалиса. Молодой человек влюбляется в девочку-подростка, вскоре она умирает от чахотки, спустя некоторое время после помолвки. В романе вас встретят другие, наиболее известные персонажи – Гёте, Шиллер, Фихте и т. д. Необычный стиль письма обрадует любителей тонкой и деликатной темы.
В рубрике "Из классики ХХ века" – стихи и афоризмы американского поэта Уоллеса Стивенса (1879-1955). У. Стивенса считают трудным поэтом; реализм, ирония соседствуют с небольшой странностью, что казалось бы, еще больше заинтересовывает читателя. Один из наиболее популярных афоризмов поэта "Каждому оригинальному художнику нужно иметь мужество оставаться дилетантом", который, возможно, поможет кому-то ориентироваться в современной действительности.
В рубрике "Литературное наследие" представлены новеллы Жана-Пьера Камю (1584-1652). Его творчество представлено более 250 сочинениями, среди которых несколько томов проповедей и религиозных трактатов. Проповедник, основатель нескольких монастырей, писал благочестивые романы, но не нашел понимания у читающей публики. Впоследствии обратился к историческому жанру, мрачной новелле, наполненной мистикой, как ни странно, именно это сделало его одним из читающих французских авторов.
Рубрика "БиблиофИЛ" представила на ваш суд статью Марины Ефимовой "Новые книги Нового Света" и обозрение "Информация к размышлению. Non-fiction с Алексеем Михеевым", которое посвящено научно-популярной литературе.

Юность. – 2016. – № 7, 8. 
2016 08Один из самых популярных литературно-художественных журналов, отметивший в прошлом году полувековой юбилей, не перестает радовать нас   своими материалами на волнующие вопросы нашей жизни.
В новую автобиографическую книгу популярнейшего писателя – сатирика Михаила Задорнова "Поцелуй ведьмы" вошли рассказы о встречах с удивительными людьми, которые перевернули его взгляд на мир. Автор размышляет об устройстве мира, роли человека в истории и, что важнее всего для писателя, о скрытом значении слов : "Я давно хотел описать одну "мистическую" историю, которая произошла со мной в молодости и благодаря которой через много лет, в зрелости, я многое переосмыслил и стал изучать наши славяно-русские корни, поскольку они помогают вынырнуть из Кривды в Правду."
В восьмом номере журнала в рубрике "Наследие" помещен очерк Нины Гаврилиной "Непревзойденный рыцарь духа" о поэте Викторе Гаврилине, преодолевшем тяжелый недуг, человеке с необыкновенной судьбой, создавшем для нас удивительные стихи. Строки Виктора Гаврилина – это наше бытие, сила духа, мятежный характер, да и можно сказать, стремление к особому осмыслению жизни.
"Уход его стал большим потрясением для всех, кто любил его творчество. Виктор оставил нам в своих стихах тревожный, трагический, но светлый мир своей лирики": замечательные отзывы написали друзья Виктора; любители его поэзии откликнулись тёплыми, сокровенными словами. Значит, он живёт, он вместе с нами."
Драматург, сценарист, писатель Елена Сазанович представила свою статью в рубрике "100 книг, которые потрясли мир" "Марина Ивановна Цветаева. Одна из всех – за всех – противу всех!..."
"Чувство, честность и честь – вот ее высшие принципы в искусстве. Даже если порой ошибаешься в жизни. Если порой не всегда честна и чувствительна. И не всегда есть силы выходить с честью из жизненных ситуаций. Ошибиться в искусстве невозможно. Непозволительно. Отсюда перебои ритма в стихах – как перебои ритма сердца. Отсюда взволнованность рифмы – как взволнованность дыхания. И конечно, много-много любви. Беспрерывной, нескончаемой, неугасаемой. Любви к мужчине, другу, народу, миру, Родине. Такой многообразной любви". И все это о ней, о Марине Цветаевой.
 
Москва. – 2016. – № 7, 8, 9.
2016 1Журнал "Москва," один из старейших "толстых" литературно-художественных журналов, был один из самых читаемых в нашей стране. Будем надеяться, что не ослаб интерес к этому изданию, пережившему экономические перипетии, но оставшемуся до сих пор интересным для своей читательской аудитории.
Июльский номер опубликовал на своих страницах "Исторические мифы стран Средней Азии" Дмитрия Мальцева.
На протяжении Новой и Новейшей истории в рамках национального и государственного строительства получившие независимость государства неизменно используют историю в качестве одного из основных идеологических инструментов.
Обычным и все более привычным, но далеко не нормальным явлением стало то, что авторы многих современных публикаций безудержно возвеличивают далекое прошлое своего народа и, напротив, целенаправленно принижают значение истории других народов региона, открыто отрицая какой-либо их вклад в развитие цивилизации. При этом игнорируются подлинные исторические источники и научные методы исследований, массово создаются псевдоисторические теории.
"Невыдуманные истории" Елены Филипенок – это цикл глубоких зарисовок о людях, характерах, это наша непростая действительность, где автор на сложные жизненные вопросы получает ответ в христианстве.
Особенно хочется отметить простой и внятный стиль изложения, хороший русский язык. Чистота помыслов сочетается с благородным стилистическим изяществом.
В восьмом номере в рубрике "Православная мысль" помещена работа Сергея Троицкого "Брак и церковь" с замечательной вступительной статьей Михаила Смолина.
Профессор Сергей Викторович Троицкий (1878-1972) является "общепризнанным канонистом". Изучению канонического права он отдал более шестидесяти лет своей жизни. Его имя "как крупного и авторитетного специалиста по вопросам церковного права хорошо известно в широких кругах церковной и научной общественности. Неутомимый труженик, глубоко преданный Святой Православной Церкви, Сергей Викторович всегда являлся идейным защитником Православия и охранителем священных канонов.
Что такое брак? Каковы отношения брачующихся? Чем является брак в деле спасения души? Все эти и другие существенные вопросы освещает книга автора, которая является глубочайшим христианско-философским исследовательским трудом нашего времени. Автор рассматривает различные аспекты брака в истории ветхозаветной и новозаветной церкви, прослеживает возникновение таинства от времен жизни первозданной четы до новейших времен.
Но способен ли человек в своем теперешнем, падшем состоянии, на истинную, совершенную любовь?
 Девятый номер журнала знакомит со "Скверным происшествием: история одного человека, рассказанная им посмертно" Светланы Замлеловой.
"Всмотритесь в любого человека, и вы увидите его слезы и страхи. А увидев, как он, не понимая жизни, мечется и страдает, вы непременно пожалеете его", – эти слова автора определяют суть всей классической русской литературы.
Роман Светланы Замлеловой не рассчитан на массового читателя, поскольку в нём нет необходимой этому читателю гипертрофированной "остроты" содержания.
Главная сюжетная линия – это жизнь главного героя в противостоянии с внешним миром, которым является круг самых близких людей – родителей, тётушек, брата... Нюансы душевных движений и структура психологических ситуаций прописаны автором столь тонко, что они невольно заставляют читателя сопереживать герою. Вздорные, но по-своему несчастные тётушки с несложившейся жизнью; родители, за своими проблемами забывающие о родном сыне; амбициозный, плохо воспитанный брат, и в центре повествования – сам главный герой со своим характером, своими комплексами, своим отношением к жизни.
Внимание к деталям является одним из главных достоинств стиля автора.
В небольшой статье иерея Валерия Духанина "Греховные страсти и их преодоление" заключен огромный смысл.В жизни каждого конкретного человека есть свои особенности, и значит, у каждого формируется свой опыт борьбы с грехом. Но Бог назвал Себя нашим Небесным Отцом независимо от наших личных особенностей. Нет греха, который не был бы прощен за покаяние, и нет страсти, которая не искоренилась бы всеисцеляющей помощью Божией. А преподобный Силуан Афонский писал: "Тем, кто борется с грехом, Господь дает не только прощение, но и благодать Святого Духа, Который радует душу и дает ей глубокий и сладкий мир".
В заключение хочется процитировать известного артиста Василия Ланового: "Сейчас мало стало увлеченных чтением, а знания копятся из прочитанных книг. Литература поможет не разучиться чувствовать жизнь и удивляться, улыбаться, глядя на небо, даже если оно и хмурится". 
Произведения представленные в этом обзоре помогут вам не растерять эти способности.
 Гл. библиограф ИБО
Попова Ю. Ю.