Второй квартал 2016 года
Государственное бюджетное учреждение культуры

Липецкая областная
универсальная научная библиотека

Второй квартал 2016 года

Иностранная литература. - №5. - 2016.

inostrankaДевиз журнала «Иностранная литература» - «Узнайте завтрашних классиков!». И, действительно, на его страницах впервые публикуются произведения современной мировой литературы.
Четвертый выпуск журнала носит название «Полвека без Ивлина Во». Возможно, некоторые читатели спросят: «Кем был этот человек?». Ивлин Во — английский писатель-романист, автор различных путевых заметок, справочников для путешествующих. Его можно считать одним из ярких и самобытных прозаиков XX столетия. Об этом удивительном человеке подробнее можно узнать из многочисленных публикаций четвертого номера «Иностранной литературы».  
Открывает номер роман Андреса Неумана «Барилоче». А. Неуман — аргентинский поэт и прозаик, журналист. Роман «Барилоче» - о простом человеке Деметрио Рота. У него есть друг, которого Деметрио называет Негр. Но действительно ли Деметрио до конца честен со своим другом? Роман о непростых взаимоотношениях, о дружбе и предательстве.
Поэтическая подборка номера представлена прекрасными стихотворениями итальянки Пьеры Маттеи. Сегодня она — автор пяти поэтических книг и пяти сборников рассказов. Ее известность в литературном мире связана также с переводами, со статьями о поэзии, а в последнее время и с издательством «Гаттомерлино», которое она успешно возглавляет. Стихи Маттеи переводят на множество языков мира. Именно «Иностранка» знакомит читателя с творчеством Пьеры Маттеи.
Шестой выпуск посвящен 400-летию со дня смерти Сервантеса и носит название «Странствующий по миру рыцарь». Читателю предстоит вспомнить и оживить образ Мигеля де Сервантеса и созданного им великого героя Дон Кихота.
Привлекает внимание рассказ Шермана Алекси с очень интересным названием: «Потому что мой отец всегда говорил: я — единственный индеец, который сам видел, как Джими Хендрикс играл в Вудстоке «Звездно-полосатый флаг». В центре сюжета — музыкальный фестиваль в Вудстоке 18 августа 1969 года. На четвертые сутки фестиваля, после проливного дождя начал свое выступление Джими Хендрикс. К тому времени перед сценой остались лишь самые стойкие из полумиллиона зрителей — те, кого не прогнал проливной дождь, не пугала непролазная грязь, не замучил голод. Но те, кто дождался Хендрикса, ничуть не прогадали. Его выступление в Вудстоке вошло в историю музыки, а одна композиция — еще и в историю общественно-политической жизни. Это инструментальная версия гимна США — песни «Звездно-полосатый флаг». Каким же было это выступление? Узнаете из рассказа Шермана Алекси.
В рубрике «Литературное наследие» - стихи из книги «На чреслах вазы» французского поэта Альбера Самена. Он не был баловнем судьбы. В 42 года Альбер Самен умирает от туберкулеза. Первая книга «В саду инфанты» приносит А. Самену известность. После смерти П. Верлена его избирают королем поэтов. Но вторая книга - «На чреслах вазы» - до сих пор почти не известна читателю. Сам сборник состоит всего из двадцати пяти стихотворений, но каждое из них удивительно и самобытно. Советую познакомиться с некоторыми из них.
В 2016 году отмечается 400-летие со дня смерти Шекспира. «Иностранка» посвящает ему пятый номер под названием «И снова бард...» с рядом статей и очерков о жизни и творчестве английского гения.
Уиндем Льюис — английский романист, художник, теоретик искусства, один из основателей художественного течения вортицизм. В своей книге «Лев и лис: Роль героя в пьесах Шекспира», опубликованной в 1927 году, рассматривает аспект влияния на Шекспира политической доктрины Макиавелли. Шекспир отслеживал доктрину весьма последовательно и в результате создал портрет своего типичного злодея - «макьявеля». Интересная теория, не правда ли? Действительно ли Макиавелли так сильно повлиял на героев Шекспира? Ищем ответы в книге Уиндема Льюиса.
Самому популярному произведению Шекспира - «Гамлет» посвящено несколько публикаций этого номера. Французский поэт, прозаик, эссеист, переводчик «Гамлета» Ив Бонфуа в беседе со Стефани Реслер делится своими мыслями о работе над переводом, о самом Гамлете и других переводах этого бессмертного творения Шекспира. Так он сам говорит о проделанной работе: «Текст «Гамлета» из разряда тех, что превышают мою способность понимания. Я нуждаюсь в опыте всей жизни, чтобы приближаться к нему всякий раз так, как того требуют мои давние, самые ранние представления об этой вещи, позволившие мне, конечно, и тогда отчасти видеть ее смысл, но еще очень смутно, с размытыми контурами. Из чего, кстати, следует, что я и сегодня не отказался бы воспользоваться еще одним переизданием для нового прочтения».
У. Ф. Байнум и М. Нив в статье «Гамлет на кушетке психоаналитика» размышляют о психологических аспектах жизни принца Датского. Ведь о нем писали десятки психиатров. Спектр его диагнозов удивительно широк. У принца диагностировали меланхолию, манию, а то и комбинацию нескольких недугов, то есть маниакально-депрессивный психоз; его объявляли невротиком, истериком, вырожденцем и типичным симулянтом. К нему подходили как к душевнобольному преступнику и определяли, вменяем ли он. Авторы статьи предлагают взглянуть на Гамлета как на почти реального человека. Итак, каким бы был Гамлет, если бы ему довелось жить не на страницах трагедии? Узнаем из статьи английского психиатра У. Ф. Байнума и специалиста по истории медицины М. Нива.
Несколько слов хотелось бы сказать о глубокой статье Пола Остера «Смерть сэра Уолтера Рэли». Пол Остер — американский писатель, переводчик, сценарист. В своей статье П. Остер рассказывает о Уолтере Рэли — одном из деятелей английского Золотого века. Он был поэтом, мореплавателем, авантюристом. Один из фаворитов королевы Елизаветы, он стоял за планами морской экспансии Англии, организовал несколько экспедиций в Новый Свет, наравне с Фрэнсисом Дрейком обеспечил разгром Испанской Непобедимой Армады. После восшествия на престол Иакова I был обвинен в заговоре в пользу Испанской короны и приговорен к смертной казни. Однако приговор не был приведен в исполнение, а отложен на неопределенный срок, и почти 13 лет Рэли провел в Тауэре. Нет, не в оковах в грязном каземате — скорее, на положении пленника короны: занимаясь алхимическими опытами и философскими изысканиями, сочиняя стихи, общаясь с друзьями, встречаясь с женой — в ожидании смерти…
 
Подъем. - №6. - 2016.

podjemЕжемесячный литературно-художественный журнал «Подъем» - это целый кладезь интереснейших рубрик, в которых любой читатель обязательно откроет для себя что-то новое. Журнал интересен прежде всего тем, что публикует произведения авторов Центрального Черноземья, в том числе и липецких.
В четвертом выпуске нельзя не отметить самобытную и удивительную поэзию Владимира Скифа - автора восемнадцати поэтических книг и многочисленных публикаций в журналах известен многим читателям своими прекрасными произведениями о нашей Родине.
Теме родины посвящена повесть Евгения Новичихина «Черный клад» повествует о непростых временах, которые переживает современное российское общество. Могут ли честность и порядочность сосуществовать рядом с лицемерием и предательством? Узнайте из повести Е. Новичихина.
Чувством справедливости пронизана повесть Камиля Зиганшина «Боцман, или история жизни Рыси». Автор пишет в довольно сложном, но многими любимом жанре рассказов о животных. Сюжет повести пронизан чувством справедливости, носителем которого оказывается красивый, сильный и смелый лесной зверь.
Пятый номер журнала открывает поэзия Нины Стручковой. Нина Николаевна — редактор журнала «Сельская новь», автор трех поэтических книг. Ее поэзия — это воспоминания о детстве, размышления о прошлом и настоящем. Строки ее стихотворений пронизаны личными переживаниями и глубокими мыслями.
Историческая повесть Леонида Южанинова «Цепи Романова». Автор переносит нас в начало XVII века, во времена царствования Бориса Годунова. В центре повести — противостояние охотников Великой Перми и стрельцов, а также трагическая судьба Михаила Никитича Романова.
Шестой номер журнала тематический и носит название «Без таких городов не представить Россию» - специальный проект журнала «Подъем»: город Эртиль Воронежской области. Открывает номер вступительная статья главы администрации Эртильского муниципального района Сергея Бычуткина. Еще в 2014 году Эртиль уже сотрудничал с журналом «Подъем». Как пишет С. Бычуткин: «Тематический выпуск вызвал необычайно высокий интерес у жителей, удивительно быстро разошелся по району, области и стране. Оказалось, что в сегодняшнем безбрежном море самой разной информации, гуляющей на интернет-пространствах, самым желанным для человеческой души является то, что рядом, что греет сердце, что дорого и узнаваемо». Спустя два года издательский проект решили повторить. Читателю судить, что из этого получилось?
В рубрике «Поэзия» представлены стихотворения Виталия Апевалова. На родине он известен как руководитель литературного объединения «Эртильская волна». Все произведения В. Апевалова - о малой родине, о любви к родному краю и о людях, которые так или иначе оставили след в жизни автора.

Говорят, через десять лет
По велению злобной силы
Не останется на земле
Даже памяти о России.
Черный ворон у трех дорог
Хриплым голосом от натуги
Прокричит: «Православный Бог
У Иуды навечно в слугах!
Вы же, мытари и рабы,
Что, наверно, одно и то же,
Крест оставите без борьбы
Фарисеям в змеиной коже».
А они уж начнут кроить,
Да ругать, да паскудить в блуде
Спаса вечного на крови,
Спаса, преданного Иудой…
Пусть пройдет еще десять лет,
Я не верю, что в дали синей
Не останется на земле
Даже памяти о России.

В центре повести Виктора Алехина «Темные люди» история пенсионерки Светланы Константиновны. Проработав всю жизнь в библиотеке, Светлана Константиновна сильно привязалась к книгам. В ее двухкомнатной «хрущевке» имелась домашняя солидная библиотека. Больше всего женщина любила классику, а из писателей выделяла Льва Николаевича Толстого. Однажды, возвращаясь домой после прогулки в сквере, Светлана Константиновна увидела шокирующую картину: неизвестный человек выбросил в мусор целую кучу книг. Конечно, для женщины это было неприемлемо и ужасно. Начав поиски «темного» человека, Светлана Константиновна сталкивается с множеством людей и мнений. Удастся ли женщине спасти книги и найти «преступника»? Узнаете из повести В. Алехина.
О судьбах русских женщин пишет Галина Щекина. Нельзя не отметить ее трогательные рассказы. Один из них - «Продала Капитолина корову...» повествует о сложной судьбе обычной русской женщины. Капитолина всю жизнь прожила в глухом северном уезде, работала на почте, имела мужа и ждала сына из армии. По вечерам билась со скотиной и огородом. В общем, жила как все. Но несколько раз в дом Капитолины пробирались воры: то шторы украли, то машину стиральную, «Малютку». Обращалась женщина и в милицию, и в газету, и в местный райком. Но, вместо поддержки обвинили ее в клевете и отправили на лечение в больницу. Разве такой правды искала бедная Капитолина? Как сложилась дальнейшая судьба женщины - читайте в этом рассказе.
 
Юность. - №5. - 2016.

unostЛюбимый многими поколениями читателей журнал «Юность» - это не только увлекательные и разнообразные публикации, но и подходящий повод для чтения летом. С таким разнообразием интересных рубрик вам точно не придется скучать.
В рубрике «Поэзия» четвертого номера «Юности» опубликованы произведения Мэлора Стуруа. Его отец, профессиональный революционер, придумал сыну революционное имя Мэлор, которое расшифровывается как «Маркс, Энгельс, Ленин, Октябрьская Революция». Уже 63 года М. Стуруа в журналистике. Он был собственным корреспондентом «Известий» в Лондоне, Нью-Йорке и Вашингтоне. Его перу принадлежит более тридцати книг. Он лауреат премий имени Вацлава Воровского и Алексея Толстого. Имеет ряд наград Советского Союза и России. Предлагаю вам познакомиться поближе с этим удивительным автором и его произведениями.
Елена Сазанович в постоянной рубрике «100 книг, которые потрясли мир» публикует биографии известных деятелей литературы и их выдающиеся произведения. В четвертом выпуске журнала она остановилась на биографии великого баснописца Ивана Андреевича Крылова. Все смешалось в его баснях: люди, похожие на зверей и звери с душой человека. Так ли все просто в баснях Крылова? Поможет разобраться Е. Сазанович.
Литературовед, автор более 70 научных статей о русской литературе и фольклоре Марианна Галиева в своей работе «Там на неведомых дорожках» предлагает отправиться в путешествие в мир неведомой и чудесной русской словесности. М. Галиева разбирает известную всем с детства поэму-сказку А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Оказывается, произведение, изучаемое в школе, хранит очень много мудрого и непонятного. Заинтересованы? Все ответы в статье Марианны Галиевой.
Хотелось бы подробнее остановиться на пятом номере журнала «Юность». Прекрасное поэтическое настроение подарит творчество Сергея Арутюнова. Он известен как поэт, литературный критик, автор девяти стихотворных сборников, член редколлегии журнала «День и Ночь». Сам поэт так характеризует свое творчество: «Для меня физически невозможно слагать строку со строкой, если я обуреваем низкими страстями, и потому остается только настаивать на том, что каждый говорит в стихах так, как говорил бы за него некто, обладающий лучшими качествами его натуры. Мне кажется, поэзия — наиболее прямой путь к свету и точно лучший способ отдавать себе отчет в том, что ты такое». Предлагаю вашему внимаю одно из стихотворений Сергея Арутюнова:

Свидетель веку своему,
Глотая дни, как сулему,
Я жизнь провел как в забытьи.
О Господи, освободи.
За эти жалкие гроши
Неверья цепи сокруши,
Нравоученьем опостыль,
Как сорок лет моих пустынь.
Явись в осенние хлеба,
Где с Речью шепчется Литва,
Последним на святой Руси
Всего меня преобрази.
Для новой тверди подо мной,
Во имя истины одной,
Во имя той, что всех давней,
Во имя истины Твоей.

Майский номер журнала, конечно, не мог обойтись без материалов о Великой Отечественной войне. Нельзя оставить без внимания доклад Станислава Куняева «Вставай, страна огромная...» - о великой поэзии великой войны. Станислав Куняев — автор тридцати стихотворных сборников и двенадцати книг критики, исторической публицистики и прозы. В своем докладе автор упоминает о самых страшных страницах истории нашего государства и параллельно рассматривает развитие литературы в эти сложные этапы развития истории. Как пишет сам С. Куняев: «Нет худа без добра: эпохи нашествий обогащали нашу литературу». Все началось со «Слова о полку Игореве». Затем была «Задонщина». Отечественная война 1812 года отразилась в поэзии Жуковского, Дениса Давыдова и Рылеева, а также в оде юного Пушкина «Воспоминания в Царском Селе». От Пушкина героическое эхо Бородинской битвы долетело до Лермонтова. А трагическая советская эпоха продолжила эту традицию. Давайте проследим за ходом нашей истории вместе и увидим, как литература и война шли бок о бок, оставляя свой след в истории.
Историческую эстафету номера подхватывает произведение «Плач Чингисхана» Рахимжана Отарбаева — известного писателя-драматурга, члена Союза правления писателей Республики Казахстан и казахского Пен-клуба, лауреата множества литературных премий, заслуженного деятеля Республики Казахстан. На страницах журнала «Юность» опубликовано начало повести Р. Отарбаева «Плач Чингисхана». Эта повесть - о великом воине и правителе. Читая строку за строкой, переносишься во времена монгольских захватчиков. Кажется, будто ты сам, верхом на коне сражаешься рядом с великим Чингисханом… Каким был этот правитель, о чем думал и мечтал? Совершите путешествие во времена Орды. Будьте уверены, вы не пожалеете о потраченном времени!
Еще одна прекрасная поэтическая подборка ожидает читателей на страницах «Юности». Алена Рычкова-Закаблуковская так вспоминает свое знакомство с литературой: «Все началось в раннем-раннем детстве. Тоненькие книжицы Восточно-Сибирского издательства с иллюстрациями Зинаиды Бардиной-Шпирко, стихи Марка Сергеева. Но самое раннее воспоминание — Есенин. Папин голос, чуть дрожащий от волнения, негромко и проникновенно: «Нивы сжаты, рощи голы...» И весь описываемый мир рядом: корова, теленок, березы, запряженный в сани месяц. Тоненькая ниточка, которая все связывает и объединяет». Алена Рычкова-Закаблуковская делится с читателями своими прекрасными, светлыми стихотворениями. Вот одно из них:

Как хорошо — я нынче на бегу
Из края в край. Ношу себя степенно
Через порог и снова к очагу.
Как будто зреет семечко вселенной
Внутри меня, его я берегу -
Не расплещу, не разбужу до срока.
Я предаюсь спасительным вещам -
Встречаю утром зарево с востока,
Кормлю огонь, уснувший по печам.
И так легко и радостно плечам,
Что не лежит на них тоска-морока.
Что ни случится — будет все от Бога.
Но бог покуда дремлет на шестке,
Уткнувшись носом в домотканый коврик.
Снежок неспешно пеленает дворик.
И ангел тихий бродит налегке.
Гл. библиограф ИБО
Бахтина Ю. А.