Третий квартал 2015 года
Государственное бюджетное учреждение культуры

Липецкая областная
универсальная научная библиотека

Третий квартал 2015 года

Москва. - №9. - 2015.
 
oo moskvaЖурнал русской культуры «Москва» не перестает радовать постоянных читателей интересными рубриками и произведениями новых и уже полюбившихся многим авторов. В седьмом выпуске опубликованы стихи таких состоявшихся поэтов, как Ю. Воротнин и Ю. Могутин. Их творчество объединяет любовь к России и боль за её судьбу. Любителям истории будет интересна статья П. Мультатули и К. Зелесского, посвященная Русско-японской войне. Восьмой выпуск объединил в себе поэтов литературного объединения «Огни Москвы», среди которых: Г. Горнов, Е. Фельдман, А. Снег, Г. Дмитриева, К. Ширшова, Е. Ратникова, Н. Баева, В. Ковалева. Их стихи звучат сильно, оригинально, неожиданно…
Девятый номер не менее интересен. Его открывает поэт Евгений Юшин. Это имя известно многим. Автор двенадцати поэтических книг, лауреат Большой литературной премии России представляет на суд читателя свои стихотворения. Его лирика погружает нас в мир скромной, неяркой, но столь милой сердцу красоты среднерусских полей и лесов, «тихого, родного захолустья». И светлой музыкой звучат строки:
Снилась мне дорога — люлькой журавлиной,
В утренних колосьях, с солнцем на краю,
С жеребячьим ветром, кроткою рябиной.
Снилась мне дорога в молодость мою.
 
Снилась та, чьи губы пахнут пьяной вишней,
Волосы лугами пахнут и рекой.
Мимолетным ливнем выкрашены крыши,
Ласточки-стригуньи жгутся под рукой.
 
Там береза в ливне бьется, словно жерех.
И с непроходимой юностью в глазах
Я смотрю, как волны рушатся на берег
Да в восторге небо хрипнет на басах.
 
Но уже до яблонь дотянулась пальцем
Иневая осень, августом звеня.
В кипяченой дрожи проливных акаций
Вот мне и приснилась молодость моя.

Среди прозаических публикаций хотелось бы выделить рассказ Анатолия Загороднего «Гроза». Анатолий Яковлевич — автор четырех книг прозы, номинант Букеровской премии за роман «Сочинение о Божественной глине».
Главный герой рассказа «Гроза» - мальчик Матвейка. Вместе с дедом внук впервые выезжает за пределы села на мельницу. Тут-то и случаются с мальчиком невероятные приключения. Яркими, замысловатыми красками рисует перед нами писатель картину грозы, в которую попал мальчик, отстав от деда. Автор все дальше и дальше уводит нас от реальности в буйство красок и эмоций. И мы уже глазами самого Матвейки наблюдаем за природой и оказываемся в мире, где человек может оказаться беспомощным существом, оставшись один на один с удивительной силой стихии.
Хотелось бы обратить внимание на статью Хитоси Кавая «Вторая родина». Хитоси Кавай родился в 1940 году в городе Дальний (КНР). Отец Хитоси учился в Токио, в университете Васэда на факультете русской литературы. По причине революционной деятельности отец был исключен из университета. В апреле 1946 года семья была вынуждена вернуться на родину, в Японию, где им пришлось жить в бедности. У отца совсем не было работы: в послевоенной Японии поэзия была мало востребована, а уж тем более русская поэзия и литература. Тогда, в эти голодные годы, мальчик Хитоси решил, что никогда не будет заниматься литературой. Спустя десять лет положение в стране улучшилось. Росли темпы производства, японцы стали жить богаче, народ стал ходить в кино и заниматься спортом. В то время в Японии были в моде русские народные песни. Хитоси полюбил японские, американские и советские фильмы. Он мечтал стать сценаристом. Однажды ему на глаза попалось объявление: «Производится набор учащихся в Университет дружбы народов», и он принимает решение ехать в Россию. Хитоси подробно - то серьезно, то с юмором - описывает, как он жил и учился в нашей стране, как чужая и непонятная Россия стала постепенно его «второй Родиной».
В рубрике «Культура» опубликована статья Андрея Румянцева «Что не выразить сердцу словом...». Статья приурочена к 120-летию со дня рождения Сергея Есенина. А. Румянцев замечает, что у стихов Сергея Есенина есть одна особенность, о которой не скажешь в двух словах. Она отчасти мистическая, заложенная свыше в его редкостном даре. Это - устремленность чувств и мыслей поэта к неземному:

Душа грустит о небесах,
Она не здешних нив жилица.

При чтении есенинских стихов не покидает ощущение, что их автор знает что-то глубинное, неведомое для других об идеальной жизни человека, и душа его стремится туда, в мир справедливости и добра. Есенин страдал, оступался и поднимался, но душа его никогда не ожесточалась, не теряла своей божественной сущности. Любимым своим писателем Есенин называл Николая Гоголя. Именно гоголевские размышления подхватил и развил поэт в своем творчестве: «Церковь наша должна святиться в нас... благоуханьем душ наших должны мы возвестить ее истину». Стихотворения Сергея Есенина удивительны. Перечитайте любой из его сборников. Возможно, в одном из стихотворений, вы найдете то, что сейчас так близко вам по духу.

Там, где вечно дремлет тайна,
Есть нездешние поля.
Только гость я, гость случайный
На горах твоих, земля.
 
Широки леса и воды,
Крепок взмах воздушных крыл.
Но века твои и годы
Затуманил бег светил.
 
Не тобой я поцелован,
Не с тобой мой связан рок.
Новый путь мне уготован
От захода на восток.
 
Суждено мне изначально
Возлететь в немую тьму.
Ничего я в час прощальный
Не оставлю никому.
 
Но за мир твой, с выси звездной,
В тот покой, где спит гроза,
В две луны зажгу над бездной
Незакатные глаза.
 
Октябрь. - №8. - 2015.
 
oo oktyabrНезависимый литературно-художественный журнал «Октябрь» публикует на своих страницах большое количество произведений прозы и поэзии, а также публицистические и критические статьи. В седьмом номере опубликованы новые рассказы В. Пьецуха и А. Кирова. Статья Д. Занерва «Легко быть интеллигентом» посвящена жизни и творчеству братьев А. и Б. Стругацких. Девятый выпуск «Октября» можно назвать уникальным. В нем собраны лучшие поэты и писатели Латвии, Литвы и Эстонии. Последний летний выпуск журнала «Октябрь» приурочен к казанскому фестивалю «Аксенов-фест», одному из немногих фестивалей, который работает на протяжении всего года, а не только в фестивальные дни. Кульминационное событие Аксенов-феста — вручение литературной премии «Звездный билет». Лауреаты «Звездного билета» прежних лет Евгений Бабушкин и Александр Снегирев представлены в этом номере своими новыми рассказами. С фестивалем связано знаменательное событие — выход в свет «Антологии новой татарской поэзии». В создании книги принимали участие журнал «Октябрь» и Союз писателей Татарстана. В восьмом номере журнала представлены несколько поэтов, участников антологии.
Каждый из этих авторов уникален. Взять, к примеру, поэзию Гульнур Курбатовой, автора двух поэтических книг, а также многих популярных песен и стихов для детей. Она с большой любовью и трепетом пишет о своей родине:

Край моря. За горами горы.
Как горделив сам воздух горний!
Есть гордость и в моем народе.
Повсюду жизнь пускает корни.
 
Как я скажу: мечеть чужая?
Вот звездный месяц минарета,
азан, молитва — те же звуки
и тот же преизбыток света.
 
Чужая сторона... Чужая?
Нет ничего чужого в жизни.
Но почему тогда так трудно
тоскующему по отчизне?

Удивительно и сильно передает свои чувства Фаниль Гилязов в стихотворении «Воды Волги». Молодой поэт ярким и красочным языком делится с читателем своими эмоциями, мечтами, воспоминаниями:

Погружаюсь в прошлое в поэме,
Повернувшись в сторону Каабы,
И мечты, как кони, по-над Волгой
Мчатся через годы и ухабы.
 
Мечутся мечтанья по бумаге,
Взмахивания белыми крылами,
В башне памяти, стучась о стены,
Носятся летучими мышами.
 
Мчат мечты быстрей татарских лодок,
Палубу захлестывают волны,
И душа как вскрывшаяся рана -
Нынешние дни стараний полны.
 
Повернувшись в сторону Каабы,
Я, как прадеды, творю молитвы,
И бурлят, клубятся воды Волги
Как могучий символ вечной битвы.

Хотелось бы обратить внимание на рассказ Айгуль Ахметгалиевой «Три рубля». Это трогательная история о семейных взаимоотношениях, о сложностях в отношениях между родителями и детьми. Герою рассказа Рахимзяну никак не удавалось найти общий язык со своим долгожданным сынишкой. Мальчику-семикласснику не нравился слишком дешевый телефон и компьютер, который подарили ему родители. Рахимзян вспомнил свое детство. Ни на минуту не мог он оставаться без мамы. Вспоминал нелюбимый запах и вкус парного молока, но пил стакан залпом, лишь бы увидеть после этого мамину улыбку. Он должен был знать, что мама рядом, только и всего. И ради этого готов был каждый день пить это ненавистное парное молоко. Как передать эти воспоминания своему сынишке? Рахимзян не знал, как быть. Вспомнил еще, как рос без отца и как сложно ему было принять нового маминого мужа. А у сынишки только телефон и компьютер на уме. Однажды, еще подростком, Рахимзян ясно понял одно: счастье не сводится к деньгам. У счастья цвет маминых глаз, похожих на ягоды костяники, или полевых цветочков на бабушкином платке, или манящей к себе дымки над горой Кынгыр... В сердце Рахимзяна не угасла еще надежда на то, что мальчик еще поймет, что такое счастье, что сможет сравнить глаза своей мамы с созревшими ягодами черемухи или смородины. Нужно только показать ему. Наверное, еще не поздно...
Интересен рассказ Айгуль Абдрахмановой «Колдовская любовь». В центре сюжета — история любви и магии. Марат и Камилла познакомились на деревенских вечерних играх — единственном развлечении сельской молодежи. Собравшиеся у ручейка парни задушевно играют на гармошке, а девушки поют и танцуют. Потом молодежь, разбившись на пары, расходится кто куда. Целый месяц молодые люди проводили вечера рядом друг с другом. Ночное небо, одинокая луна, бессчетные звезды... Камила была рада тому, что выпала из списка одиноких. Скорее не выпала, а поднялась на одну ступеньку! Она рядом с любимым. Но пришло время расстаться. В один из вечеров, обняв Камилу, парень рассказал ей о своем скором отъезде в город, ведь в деревню он приехал на время, в гости. Марат обещал обязательно вернуться за ней. Камила снова осталась одна в ожидании своего суженого. Но Марат все не появлялся, а девушке становилось все хуже и хуже. Оказывается, чтобы разлучить влюбленных, родственники Марата обратились к черной магии. Сможет ли девушка не только сохранить жизнь, но и обрести новое счастье? Узнаете из рассказа Айгуль Абдрахмановой.
Александр Бушковский и его «Индейские сказки» привлекают внимание не только интересным сюжетом, но и манерой повествования автора. Произведение читается удивительно легко, но в то же время заставляет о многом задуматься. Эти сказки автор услышал от Дядюшки Хука, который и придумал называть людей, похожих на него, индейцами. Дядюшка Хук — старый индеец. Идейный. Никогда на белых не работал и для себя тоже палец о палец ни разу не ударил. Все в лесу да на озере. На его век лесу хватит. Индеец, говорит Хук, он ведь как? Ему в лесу легче. Там ему дом родной. Индеец с пацанских лет гнезда разоряет, щуку острогой на нересте колет. Ягоды-грибы. Брага-самогон. В городе он как волк среди борзых. И не убежишь, и не укусишь... Прозвище Хук он сам себе придумал. Вообще-то с детства его звали Крюком, хороший был левый боковой, но потом он узнал, что «крюк» - это по-боксерски «хук», и просто объявил себя Хуком. Никто и не был против. Хук так Хук. Много чего в жизни повидал Дядюшка Хук, а еще больше выдумал. Все его байки начинались с шуток-прибауток. Потом и непонятно было, когда он к делу перешел и что тут важно, а что смешно. Сказки Дядюшки Хука, действительно, удивительны. На грани правды и вымысла находишься на протяжении всего повествования. Советую прочитать байки Дядюшки Хука в изложении Александра Бушковского.
 
Петровский мост. - №3. - 2015.
 
oo petrovskiyОткрывает третий номер журнала «Петровский мост» Андрей Фролов. Прекрасное стихотворное произведение «Жизнь» в яркой форме представляет собой своеобразную песнь, восхваление всему живому. Автор с трепетом повествует о начале жизни, отдавая дань стихиям, природным явлениям, звездам и космосу, человеческим чувствам. Хочется представить на суд читателя небольшой отрывок удивительного произведения Андрея Фролова:
Не терпит пустоты сама Природа,
А, значит, - жизнь повсюду и везде:
В земле, в огне, на небе и в воде.
Лесные дебри, пасть морского грота
Населены. И в магме жизнь без счёта,
И в пепле, где всё, кажется, мертво –
Всегда найдёшь живое существо:
Писк комара, рык зверя, птичья ода…
Повсюду звуки, изобилье нот.
И тишина, случается, поёт
О многом на неслышимых частотах.
И грезится: в неведомых пустотах -
И где жара, и там, где снег и лёд, –
Повсюду что-то движется, живёт.
Анатолий Рощупкин в повести «Ночь в декабре» знакомит читателя с главным героем, Валентином Ивановичем Карасевым. После ссоры со своим начальником, директором банка Эдуардом Леонидовичем, Карасев решается на важную поездку на малую родину. Оставив свои проблемы, как и новенький «фольксваген», дома, Валентин Иванович на рейсовом автобусе отправляется в свое родное Солнцево. В памяти Валентина Ивановича то и дело всплывают воспоминания о доме, семье, друзьях. Карасев помнил, как хорошо было там, в его детстве. Там была все понимающая мама, там был друг Илья, была Ольгутка с вечно виноватой влюбленной улыбкой. Сейчас же среди живых из близких остался только брат Степка, к которому и ехал Валентин. Как пройдет встреча двух братьев после долгой разлуки? Как встретит Валентина Ивановича его родное Солнцево? Об этом вы сможете узнать, прочитав повесть Анатолия Рощупкина.
Поэтесса Инна Ларина представила на суд читателя подборку своих стихотворений под общим названием «И долог путь. И коротко мгновенье». Трогательные, милые воспоминания, дорогие нашему сердцу:

В апреле, когда задавалась погода
Мой дед, запрягая гнедого коня,
Брал в руки соху, и вдыхая : «Ну, с Богом!»
Пахать огороды с утра начинал.
Земля распадалась большими комками,
Конь фыркал, бежала по небу заря,
Я землю брала и сжимала руками,
А дед, как увидит, ругался: «Нельзя!».
Мне от роду было всего-то семь весен,
Пальтишко на вырост и платье в горох.
Я мерила дедову позднюю осень
Размером своих неуклюжих шагов.
И он за сохою о Родине пел мне,
О маме, картинках в моем букваре,
Дороге проселочной, поле весеннем,
Соседях-товарищах в нашем дворе...
Бабуля в обед молоко приносила,
Мне вкуса его не забыть ни за что!
Наверно, оттуда рождалась Россия
Для маленькой девочки в красном пальто...

Большой интерес для любителей творчества Ивана Алексеевича Бунина представляет собой рубрика «Выдающиеся земляки», в которой представлены публикации, приуроченные к 145-летию со дня рождения Ивана Бунина. Анатолий Коновалов в статье «Где годы детства протекли...» рассказывает о становлении писателя Бунина и истоках его творчества. Автор пишет о том, что при разговоре с воронежцами о Бунине они категорично заявляют, что Иван Алексеевич — их знаменитый земляк. И они правы — он родился в Воронеже. В Ельце назвали университет именем Бунина. В этом уездном городе будущий поэт и писатель учился в гимназии, а один из домов, в котором он снимал комнату, уцелел до сегодняшнего дня. А жители Становлянского района убеждены: уж если и является Иван Алексеевич кому земляком, то в большей степени только им. И они тоже правы: в становлянской глуши проклюнулись первые ростки таланта великого мастера русского слова. Всем землякам кажется, что безмерная бунинская душа никогда не покидала усадьбу «антоновских яблок», нынешний становлянский край, Елец, Воронеж, Россию...
Виктор Елисеев в статье «Время моей любви, несчастной, обманутой...» рассказывает историю сложных взаимоотношений Ивана Бунина и Варвары Пащенко. Впервые они познакомились в редакции газеты «Орловский вестник», в которой начал служить молодой Бунин летом 1889 года. Варя была не только обаятельной девушкой, она мечтала учиться музыке, окончить консерваторию, стать актрисой. Ее отец, состоятельный врач В. Е. Пащенко, видел в полунищем журналисте Бунине не ровню своей дочери. Поэтому свои отношения молодым людям приходилось долго скрывать. Их совместная жизнь была полна не только радостями, но и огорчениями, взаимными упреками, размолвками. Воспитанную в достатке, Варвару тяготила материальная неустроенность, ей были чужды его творческие планы... Судьба сыграет с влюбленными злую шутку. Взаимные чувства закончились для них мучительно.
 
Подъем. - №7. - 2015.
 
oo podiemКаждый выпуск ежемесячного литературно-художественного журнала «Подъем» удивителен и уникален. Восьмой номер журнала объединил целую палитру ярких поэтических имен, среди которых: В. Нервин, Н. Ягодинцева, Е. Юшин, С. Луценко, М. Соколовская, С. Курач, В. Колесниченко. В девятом номере представлен специальный проект журнала «Подъем» - «Без таких городов не представить Россию». Номер посвящен городу Лиски Воронежской области. Читатель сможет познакомиться с прозой и стихотворениями лискинских литераторов, а также статьями о культуре, искусстве, истории города Лиски.
Седьмой выпуск журнала открывает повесть Алексея Ряскина «Запрудское», состоящая из нескольких рассказов о размеренной жизни в маленькой деревушке под названием Запрудское. Дома в этой деревне стояли так близко, что пауки опутывали пространство между ними единой паутиной и ползали с одной крыши на другую прямо над головами прохожих, а все дома тут были похожи друг на друга, как семечки одного яблока. Удивительные даже порой, фантастические события случаются почти с каждым жителем деревушки. Здесь у каждого своя история, в которую читателю будет сложно поверить. Среди обычных людей здесь уживается нечистая сила и колдовство, а на помощь в решении проблем может прийти даже настоящая ведьма! Интересный сюжет захватывает с самого начала и держит на протяжении всей повести. А может это и есть магия Запрудского? Так это или нет каждый решит для себя, прочитав удивительную повесть Алексея Ряскина.
Продолжает обзор поэзия Валерия Черкесова. Автор двадцати книг поэзии, прозы, публицистики, произведений для детей делится с читателями «Подъема» своими послевоенными воспоминаниями детства:

А в распадке — голубица,
и на мари — голубица.
Собираю, загребаю
ягодки ладошками...
Это детство снится, снится...
Тяжелеют на ресницах,
щиплют веки нестерпимо
слезы, вновь непрошеные.
Неужели было это?
Щедро раздавало лето
пацанве послевоенной
все свои богатства
поровну — и не монеты,
а закаты и рассветы,
и надежду, что однажды
папы возвратятся.

На страницах этого выпуска журнала читатель сможет открыть для себя новую страницу в литературе и познакомиться с творчеством писателей Азербайджана. Неотъемлемую часть литературы каждой страны занимает устное народное творчество. Азербайджан в этом плане не исключение. Баяты — стихотворная форма, традиционная для азербайджанской народной поэзии — четверостишие, в котором рифмуются первая, вторая и четвертая строки. Сочинителями и исполнителями баяты являются народные певцы — ашуги.

Улетели журавли,
Ливни желтые пошли.
Нет бумаги — на осеннем
На листочке весть пошли.
***
Бьет озноб ночной меня,
Днем изводит зной меня...
Расплети, голубка косы -
В их тени укрой меня.
***
Вот погода — не поймешь,
Время года — не поймешь...
На чужбине мед попробуй -
Вкуса меда не поймешь.

Познакомиться с творчеством поэтов и писателей Азербайджана читатели смогут в большом блоке, посвященному литературе этой удивительной страны.
Нельзя не отметить рассказ Марины Ринейской «Художник». Сюжет рассказа таков: отец главного героя Александра — престарелый художник Николай - на исходе своих дней открывает сыну тайну всей своей жизни. Будучи молодым юношей Николай, увидел в витрине магазина фотографию прекрасной девушки с изумительными фиалковыми глазами. Портрет прекрасной незнакомки, который рисовал Николай по памяти, был размещен в одном из главных магазинов города. Парень надеялся, что его красавица увидит свой портрет и захочет узнать имя художника, нарисовавшего его. Но годы шли, и портрет был утерян. Об этой трагедии и рассказал Николай своему сыну Саше. Спустя несколько лет, похоронив отца, Александр оказался в гостях у своего коллеги. В одной из комнат на стене красовался портрет девушки с невероятно красивыми фиалковыми глазами. Спустя много лет Александру удастся найти не только картину, нарисованную Николаем, но и разгадать тайну самой красавицы.
Журнал «Подъем» на своих страницах опубликовал несколько статей посвященных святому равноапостольному великому князю Владимиру. 2015 год стал годом 1000-летнего преставления князя. О событиях, предшествовавших крещению Руси, и о самом великом таинстве интересно и красочно написано в статье о житие великого князя Владимира. Князь Владимир был сыном Святослава, внуком Игоря и святой Ольги, правнуком Рюрика. После прихода к власти Владимир поставил в Киеве идолы языческим богам: самый главный идол — Перуну, который считался богом грома и молнии, второй — Волосу, богу скота, третий — Позвизду, или Вихору, богу воздуха, четвертый — богу веселья Ладо, а также идолы других богов. Владимир имел много жен и наложниц. Когда разнеслась по всему миру слава о храбрости Владимира как величайшего из князей, начали приходить к нему проповедники из разных народов, хваля свою веру. Прогонял от себя их князь, пока не встретился с Кириллом (или Киром) философом, который долго беседовал с Владимиром о христианской вере. Владимир послал толковых и умных людей в разные земли, чтобы они познакомились с верой и службой каждого народа. Вернувшись, посланники с восхищением поведали князю о том, что видели у греков, признав их веру истинной. О том, как Владимир пришел к христианству, пройдя через множество испытаний, узнаете из этой статьи.
Гл. библиотекарь ОГЕЛ
                                                                                              Бахтина Ю. А.