Второй квартал 2015 года
Государственное бюджетное учреждение культуры

Липецкая областная
универсальная научная библиотека

Инстаграм ЛОУНБ ЛОУНБ ВКонтакте Канал ЛОУНБ на youtube

Второй квартал 2015 года


Звезда. - №4. - 2015.

oo zvezdaНа страницах любого номера журнала «Звезда» каждый найдет для себя что-то интересное. Выпуски за второй квартал 2015 года не стали исключением. Пятый номер открывает большая рубрика «К 70-летию Победы», в которой опубликован ленинградский дневник медсестры фронтового эвакогоспиталя Ирины Морозовой. Также этот выпуск будет интересен любителям творчества Иосифа Бродского, 75-летию которого посвящено несколько статей. Шестой номер продолжает военную тематику. Рассказы о войне и блокаде никого не оставят равнодушными.
Четвертый номер «Звезды» открывает поэт и прозаик Александр Вадимович Фролов. Он известен читателю как автор книг «Обратный отсчет», «Обстоятельства места», «Час совы». В этом номере напечатан отрывок из его цикла «Безымянный полустанок». Лирика А. Фролова проникает в душу, трогает ее потаенные струны, заставляет заглянуть вглубь себя:

«Ну давай, забывай, забывай
все, что было когда-то с тобой.
Ну, давай, сочиняй, сочиняй
жизнь чужую, тебе не впервой.
Тихий ад, чахлый сад, дряхлый дом,
не твоих ребятишек орда...
У Обломова справься о том,
как сливается жизнь в никуда.
Что блазнит, уводя за края
прежней страсти в глухой уголок? -
простодушная дива твоя,
круглый, в ямочках весь, локоток.
Кулебяка и липовый чай...
И очерчен судьбы окоём.
Ну давай, засыпай, засыпай,
забывайся беспамятным сном».

Продолжает рубрику «Поэзия и проза» Игорь Ефимов. В 1981 году в Америке Игорь Маркович основал издательство «Эрмитаж». Читателю Игорь Ефимов известен как автор романов «Как одна плоть», «Архивы Страшного суда», «Седьмая жена». Три его романа - «Не мир, но меч», «Суд да дело» и «Новгородский толмач» были опубликованы в журнале «Звезда». Там же был напечатан (в виде серии статей) его философский труд «Стыдная тайна неравенства». Одна из последних работ Игоря Ефимова - исторический роман «Стремление к счастью». Главный герой романа - Томас Джефферсон, известный политик и государственный деятель Америки. Своеобразие этого романа заключается в том, что в его основу легли документы эпохи становления США, отрывки из переписки Джефферсона с друзьями и политиками. Официальные документы, помещенные в текст, дают ощущение подлинности, непридуманности и даже причастности читателя к описываемым событиям. Особое место отведено личной жизни Джефферсона. Перед читателем, как на ладони, откроется жизнь политика в поместье Монтичелло, его воспоминания о покойной супруге Марте Вейлс, отношения с дочерьми и темнокожей рабыней Салли Хемингс. Роман дает возможность узнать больше о личности Томаса Джефферсона и о быте и нравах целой эпохи американцев.
Далее в рубрике опубликован «Рассказ соседки по палате» филолога Татьяны Жидковой. Героиня рассказа Фаина с мамой, бабушкой и братом Юрой вернулась домой из финского концлагеря 29 июня 1944 года. В лесу финны оставили много землянок, в которых хранили военное имущество. В одной из таких землянок мальчик приметил большой кухонный стол, который был так необходим в их доме. У ребят сразу созрел план похищения. Дождавшись, пока мама уйдет на работу в больницу, они взяли лыжи, которые бросили финны, и соорудили ящик, чтобы привезти на нем стол. Пробравшись в заброшенную землянку, Юра взялся осматривать стол, который мог быть заминирован. А Фаинку привлекла тумбочка с приоткрытой дверцей. Юра не заметил, как сестра потянулась к тумбочке и раздался взрыв. Ребята чудом выжили. Но Фаине даже спустя много лет о войне напоминают дробинки от снаряда в ноге и животе, оставшиеся после того рокового взрыва в их далеком военном детстве.
В рубрике «Новые переводы» опубликована статья Хавы Хазбиевой, которая посвящена одному из выдающихся ингушских поэтов и живописцев Али Татаровичу Хашагульгову. Удивительна и трагична судьба этого человека. Он родился 24 июня 1943 года в селении Яндаре Назрановского района Чечено-Ингушской АССР. Читать, писать и рисовать научился в раннем детстве. В 1953 году участвовал во Всесоюзном конкурсе детских рисунков газеты «Пионерская правда» и как один из его победителей получил приглашение учиться в детской художественной школе при Институте им. Сурикова в Москве. Али Хашагульгов овладевает ингушской грамотой, переводит на родной язык стихи Пушкина, Лермонтова, Никитина. 4 июня 1963 года вместе с поэтом Иссой Кодзоевым был арестован и осужден на четыре года лагерей по ст. 70 УК РСФСР («антисоветская агитация»). Освобожден в 1967 году. Был заводским рабочим, сельским учителем, корректором, художником-оформителем. С 1991 года Али Татарович редактор детского журнала «Радуга». Лишь в 1985 году ему удается выпустить в свет свой первый сборник «Страна гор» - около сотни стихотворений. К этому времени им уже были написаны несколько десятков поэтических книг. В последующие годы опубликованы еще три небольшие книги — проза и стихи для детей. С началом чеченской войны 1994 года Али Хашагульгов остается без крова. Под бомбежками гибнет живопись и ценная библиотека поэта. В 1995 году Владимир Этуш приглашает Али Хашагульгова на работу в Высшее театральное училище им. Щукина преподавателем ингушского языка. Умер он 17 ноября 1999 года в Москве после тяжелой болезни. Автор статьи Хава Хазбиева перевела на русский язык несколько стихотворений Али Хашагульгова. Вот одно из них:
«Все живое создано до человека.
Человек - последнее творение Бога.
Он создал его подобным Себе, говорят.
А может быть - вместо Себя? -
ведь после сотворения человека
Он ничего не создал.
Говорят, отдыхает.
Видно, нелегко было создать человека.
- Распят Он, - скажут одни.
- Не умер Он, - скажут другие.
- Воскрес Он, - уверуют третьи.
- Не было Его, - скажут четвертые.
И все будут правы.
А солнце будет светить».

В рубрике «Эссеистика и критика» хотелось бы выделить статью Сергея Носова «Царство грез. От Андрея Платонова до наших дней». Сергей Николаевич Носов - историк, филолог, эссеист, литературный критик и поэт. Автор большого числа работ по истории русской мысли и литературы. Главная идея данной статьи заключается в том, что российская литература, жизнь и культура, начиная с XX века и до самого последнего постсоветского времени, были фатально заражены вирусом нескончаемых грез наяву, при всевластии которых в сознании человека явь от вымысла совершенно неотличима. Демонстративная подмена реальности грезами была намеренно и самозабвенно совершена в символической художественно-философской прозе Андрея Платонова. Для Платонова как писателя-мыслителя нет принципиального различия между тем, что видит и знает человек, и тем, что человеку только грезится, мечтается. В своей статье Сергей Носов останавливается на разборе произведения Андрея Платонова «Чевенгур». Читателю предстоит вместе с автором проследить за мировосприятием Платонова и оказаться за гранью реального мира, во власти фантазий.
 
Знамя. - №6. - 2015.

 oo znamyaЖурнал «Знамя» привлекает к себе множеством разнообразных и интересных читателю рубрик. В пятом и шестом номерах опубликовали свои творения не только известные читателю авторы, такие как: В. Березин, В. Тучков, А. Кушнер, В. Бочков, Г. Прашкевич, но и несколько писателей, печатающихся в журнале впервые. Например А. Новиченков и И. Бочкарева.
Хочу обратить ваше внимание на четвертый номер журнала. У него десятки авторов, объединенных лишь верностью журналу и тем, что все они, начиная с 1993 года, становились лауреатами традиционных «знаменских» премий. Хотелось бы немного рассказать о нескольких авторах-лауреатах, их произведениях и воспоминаниях о журнале.
Эргали Гер - писатель, прозаик, переводчик, эссеист становился лауреатом премии «Знамени» в 1994 году за рассказ «Казюкас» (№10) и в 2009 году за повесть «Кома» (№9). Эргали Гер вспоминает, что в 1974 году, когда он поступил в Литинститут, то мечтал напечататься в «Новом мире» или «Юности», но никак не в «Знамени». Но, по воле случая, его первая публикация состоялась в журнале «Знамя». Эргали Гер отмечает, что свой «роман» с журналом он отсчитывает с 94-го года, хотя «кое-что было и до этого». Эргали Гер считает, что «каждому писателю нужен журнал — дырка в конце тоннеля, через которую он время от времени выглядывает на свет. Сообщество близких по духу людей, с которыми можно даже не разговаривать, потому что они и так про тебя все понимают. Писатель определяется своим ближним кругом (журналом, сайтом). Литературные журналы подобны мощным магнитам, не только удерживающим, но и структурирующим плазму литературной жизни. Именно они перерабатывают мыслящую протоплазму в новое состояние материи».
Писатель, эссеист, кандидат исторических наук Владимир Шаров лауреат 1998 года за роман «Старая девочка» (№№ 8, 9), 2002 года за роман «Воскрешение Лазаря» (№№ 8, 9) и 2008 года за роман «Будьте как дети» (№№ 1, 2), кавалер ордена «Знамени» (2013 г.), с теплотой отзываясь о журнале, пишет: «Работа, которой мы все занимаемся, одинокая, почти аутичная, а журнал, кроме прочего, сведя нас под одной обложкой, каждому объясняет, что, что бы ты сам о себе ни думал, все вместе мы — улица; у тебя есть собеседники, есть близкие люди. И, что ни говори, это утешает и примиряет с жизнью».
Писательница Ольга Славникова, становившаяся лауреатом 2007 года за рассказ «Басилевс» (№ 1) и 2010 года за роман «Легкая голова» (№№ 9, 10) рассказывает о том, что лауреатов годовой премии журнала «Знамя» награждают, помимо прочего, фигурками собак. Это вроде медали, носить полагается на шее, на шнурке. Породы собак каждый год разные. Ольге Славниковой достался миниатюрный той-терьер. Он занял свое место на комоде среди прочих наградных статуэток и дипломов. Примерно год назад тойчик стал то пропадать, то возникать на комоде в боевой веселой стойке. Наблюдалось при этом необычное совпадение: когда бронзовый тойчик исчезал с комода, во дворе появлялся той-терьер настоящий. Все, кто бросал на него хотя бы единый взгляд, улыбались. Этот символизм не случаен. Как пишет О. Славникова: «Писатель, это странная личность, помесь собаки с бабочкой, помесь профессионала с бездельником. Он не признает себя маленьким существом и продолжает гавкать на мастифов. И все равно он будет счастлив, потому что среди наших дней, он существует в тех жанрах, в каких сам захочет».
Интересна лекция о литературном мастерстве писателя Олега Павлова, который стал обладателем премии 2009 года за роман «Асистолия» (№№ 11, 12). Он утверждает, что писатель есть в каждом человеке. Писательскую органику оставляют очень простые вещи. Писатель — это воображение, которое есть у каждого из нас, жизненный опыт, которым мы обладаем, и острота наблюдений. Из всего этого и создается литература. Именно литература облекает бессловесное в слова. Мир — бессловесен, если нет литературы. Именно литература делает язык способом изображения. Статья Олега Павлова написана простым, понятным языком и посвящена основным понятиям и законам литературы. Начинающим писателям или людям, увлекающимся литературой, стоит ознакомиться с лекцией О. Павлова.
Журнал «Знамя» отмечает своей ежегодной премией не только прозаиков, но и талантливых поэтов. Тимур Кибиров — лауреат 1994 года за цикл стихотворений «Мы просто гибнем и живем» (№ 10) и 2010 года за роман «Лада, или Радость. Хроники верной и счастливой любви» (№ 6). На страницах журнала опубликовано одно из его стихотворений:

«Чо-то всё барахлит, не фурычит,
Не стыкуется и дребезжит…
Гамаюн ли над Волгой курлычет,
MTV ли над Обью визжит?
Неужели уже доигрались?
Мы ведь только входили во вкус,
Отрывались. И вот оторвались.
Нет контакта. Свободны от уз.
Чо-то всё зависает и глохнет
И разваливается по частям…
Знать, читали Инструкции плохо.
Да они и не писаны нам.
Гамаюн ли подводит итоги,
НТВ ли берёт нас на понт…
Знать, прошли гарантийные сроки.
Нам придётся платить за ремонт».
 
Москва. - № 6. - 2015.

 oo moskvaЖурнал русской культуры «Москва» с каждым выпуском обретает все больше постоянных читателей. И это неудивительно. Ведь журнал пестрит разнообразием интересных рубрик и целой палитрой литературных имен. Большое количество публицистических статей, статей по культуре, увлекательная рубрика «Московская тетрадь» и «Домашняя церковь» - все это придает журналу уникальность и своеобразие. Шестой выпуск «Москвы» богат на интересные статьи и запоминающиеся имена.
Степан Деревянко — член Союза писателей России, лауреат премии журнала «Москва» за 2013 год, в свое время работал учителем русского языка и литературы, был редактором на радио, делал колхозную газету и даже строил дома, работая машинистом башенного крана. Печатался во многих газетах и журналах. Автор сборника новелл и рассказов «Я все помню...». В этом номере Степан Павлович представляет вниманию читателя свои рассказы под заголовком «В тихой музыке дождя...». Первый рассказ «Я теперь во сне сею» повествует о ветеране Великой Отечественной Иване Андреевиче Набоке, для которого война началась в июне 1941-го. В свои девятнадцать лет он попадает в первый призыв. Как же воевал рядовой Набок в свои неполные двадцать лет? Об этом вы сможете узнать из рассказа Степана Деревянко. Рассказы автора о войне, о ветеранах и о героях. Каждый из них — поучительный наказ для молодых: о том, что не стоит забывать цену победы и подвиг русского народа.
Среди поэтов этого номера хочется выделить Дмитрия Мельникова. Он публиковался в журналах «Знамя», «Звезда Востока», «Новый журнал» и других. Также является автором двух книг стихов «Иди со мной» и «Родная речь». Каждое его стихотворение не похоже на предыдущее. Это и лирические баллады о любви, и поэтические наблюдения за красотами природы:

«Холодное дыхание зимы.
Снег падает, лишая перспективы.
Святители, глядящие из тьмы,
все умерли, лишь мы покуда живы.
Я так хочу тебя поцеловать,
услышать запах солнечного света,
что вся святоотеческая рать
не даст мне столько жизни, сколько этот
единственный блаженный поцелуй,
как будто ты, скользнувшая за вьюгу,
под черное руно летейских струй,
от губ моих не отнимаешь руку».

Хотелось бы отметить статью Аннеты Кутейниковой «Спасибо, Родина, за счастье». Она посвящена образу малой родины в раннем творчестве А. Т. Твардовского. Александр Твардовский вошел в литературу со своей малой родиной, Смоленской стороной, и сохранил ее образ в своем творчестве, пройдя через все основные этапы истории нашей страны — коллективизацию, Великую Отечественную войну, «оттепель» и период застоя. В своей статье Аннета Александровна подробно останавливается на каждом из этапов становления поэта. Она уделяет большое внимание изменениям в политической и экономической сферах, которые затронули не только родную Твардовскому Смоленщину, но и всю страну в целом. Вместе с автором статьи читатель проследит за жизнью Александра Твардовского и узнает больше о творчестве известного поэта.
Рубрика «Антология одного стихотворения»знакомит с творчеством выдающихся русских поэтов и писателей. Один из таких — Лев Александрович Мей (1822 — 1862) родился в небогатой дворянской семье. Его отец офицер, участник Бородинской битвы, умер очень рано, семья осталась в долгах, фактически в нищете. Родственники приютили вдову, помогли устроить сына в Московский дворянский институт, откуда он за отличные успехи был переведен в Царскосельский лицей. Лев Александрович тяжело болел. Совсем недолго проработав инспектором, был уволен «по болезни» и до конца дней остался с любимой женой Софьей Григорьевной Полянской в Петербурге, где скончался от легочной болезни в сорок лет. Выдающиеся композиторы Римский-Корсаков, Чайковский, Глазунов, Балакирев охотно и часто брались за его лирические и эпические сочинения. Едва ли не каждое третье стихотворение Мея было положено на музыку. Его стихи подкупали неподдельным чувством. Самые проникновенные, самые лирические стихи — о детстве и юности. Одно из самых трогательных стихотворений Льва Александровича Мея «Знаешь ли, Юленька»:

«Знаешь ли, Юленька,
Что мне недавно приснилося?..
Будто живется опять мне,
Как смолоду жилося;
Будто мне на сердце веет
Бывалыми веснами:
Просекой, дачкой,
Подснежником, хмурыми соснами,
Талыми зорьками, пеночкой,
Невкой, березами,
Нашими детскими... нет! -
Уж не детскими грезами!
Нет!.. уже что-то тревожно
В груди колотилося...
Знаешь ли, Юленька?.. глупо!..
А все же приснилося...»

В рубрике «Наши публикации» читатель имеет возможность познакомиться с интересным историческим источником — дневником великого князя Константина Константиновича Романова — внука Николая I, президента Академии наук, более известного своими поэтическими произведениями и переводами, подписывавшегося криптонимом «К.Р.». Записи в дневнике К.Р. вел на протяжении почти всей сознательной жизни. Дневник великого князя охватывает столь значительный период и содержит подробное описание практически всех значимых событий как российской, так и европейской истории, в связи с чем вызывает интерес у специалистов и любителей отечественной истории и культуры. Читатель войдет во внутреннюю жизнь не только Константиновичей — одной из самых многочисленных ветвей российского императорского дома, - но и династии Романовых в целом: великий князь подробно описывал взаимоотношения членов царского дома и свои личные взгляды на события и поступки родственников. Дневник будет интересен не только историкам, занимающимся этим периодом, но и всем любителям культуры и истории в целом.
 
Нева. - №5. - 2015.

 oo nevaСовсем недавно любимый многими журнал «Нева» отметил свое 60-летие. Журнал не перестает радовать и удивлять читателей интересными и познавательными публикациями. С начала 2015 года редакция «Невы» открыла рубрику «К семидесятилетию Великой Победы». В четвертом и шестом номерах журнала в ней опубликованы стихотворения Л. Хаустова, Н. Кутова, В. Кузнецова, В. Рождественского, М. Дудина, Н. Новоселова, С. Давыдова, И. Демьянова и других, а также материалы фронтовых дневников, хранящихся в архивах.
Пятый номер журнала открывает рубрика «Проза и поэзия». Хотелось бы выделить стихотворения известного многим Валерия Дударева. Валерий Федорович Дударев - поэт, главный редактор журнала «Юность». О поэзии Дударева писали Лев Аннинский, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Новелла Матвеева, Инна Ростовцева и другие. Его произведения, разные по смыслу и содержанию, окажутся близки каждому читателю. Ведь они о Родине, о красотах русской природы и о жизни простого русского человека, с его переживаниями и верой в Бога.

«Замри, как замирает ель!
Умри, как тень на дне колодца!
Как начинается метель -
Жизнь бесконечная начнется!
Ее природы не постичь -
Нет тайны вечного движенья.
В нем предстоит всего лишь жить,
Стать ремеслом и отраженьем
Кочевья брошенных костров,
Полуразрушенного сада,
Полузадуманных миров,
Предтечей рая или ада.
Сплетеньем стать корней и жил,
Подножьем древнего колодца.
Метель даруется как жизнь!
И вот теперь она начнется...»  

Журнал «Нева» не только знакомит своих читателей с произведениями известных авторов, но и открывает новые имена в литературе. Валентина Кокорева родилась в 1913 году. Валентина Александровна — не профессиональная поэтесса. Всю жизнь она проработала врачом. Окончила Ленинградский Первый медицинский институт, работала детским неврологом, готовила диссертацию. Попала врачом в самое пекло советско-финской войны. Была удостоена медали «За отвагу» за вывод своей части из окружения. После финской ее не комиссовали, а направили в Брест, где она встретила Великую Отечественную. Попала в плен, прошла четыре концлагеря. Все это время своеобразной отдушиной для Валентины Александровны были стихи. До издания книги некоторые ее произведения печатались в газетах и журналах. Изданный в 2013 году сборник стихов «Когда вспоминаю — молодею» вобрал в себя более пятидесяти стихотворений разных лет. Тогда же обнаружилась рукопись, написанная в середине 1970-1980-х годов, когда Валентина Александровна вышла на пенсию - воспоминания о военных годах. Тогда их никто опубликовать не решился: слишком уж откровенными они показались для того времени. Именно сейчас журнал «Нева» представляет вниманию читателя эти рукописи.
Продолжает рубрику Ким Померанец.Онродился в Витебске в 1930 году. Известен читателю как автор более пятидесяти научных статей, более ста научно-популярных статей, а также книг «Наводнения», «Погода, люди, времена», «Несчастья невских берегов». Ким Померанец предлагает читателю свой рассказ «Как совпало: война, беда, мечта и... детство». Детство Кима пришлось на один из самых страшных периодов истории нашей страны - Великую Отечественную войну. Мальчик с мамой и сестрой Саррой жил в Витебске. Отца еврея забрали в 1938 году и осудили на 18 лет. Вместе с семьей маленькому Кимке пришлось пережить множество трудностей: вынужденные переезды, голодные годы. Беззаботное детство окрасила кровью война. На страницах журнала Ким Померанец спустя много лет вспоминает о непростом времени, оставившем след на множестве детских душ.
Еще один автор, ровесник Кима Померанца, ленинградец Дмитрий Власов сейчас живет в Москве. Он автор литературных очерков и рассказов, опубликованных во многих журналах. Рассказ Дмитрия Георгиевича «О войне из первых и вторых рук...» - детские воспоминания, связанные с предвоенной школой, дальней эвакуацией, рассказами очевидцев о фронте, Гитлере и смерти. Рассказы Кима Померанца и Дмитрия Власова будут интересны многим. Ведь воспоминания о страшных событиях Великой Отечественной войны - это тоже часть истории, которую мы не должны забывать.
Рубрика «Критика и эссеистика» представлена статьей Альберта Измайлова «Поколение победителей». Его статья посвящена двум писателям-фронтовикам: Сергею Сергеевичу Смирнову и Константину Михайловичу Симонову. Сергей Смирнов - народный писатель. Свидетельство этому - миллионы писем читателей и десятки спасенных судеб. Он писал строго фактично, сдержанно, обобщенно. За какую бы он работу ни брался: редакторскую, общественную, кинематографическую — он целиком отдавался ей, вносил в нее что-то новое, неизвестное, новаторское. Он открыл ранее неизвестное имя рядового Советской армии Федора Андриановича Полетаева, сражавшегося в составе отряда итальянских партизан против фашистов. Сергей Сергеевич Смирнов как солдат Отечественной войны настойчиво продолжал поиск неизвестных героев в стране и за рубежом. В его незавершенных творческих задумках было много любопытного, начатые рукописи книг: о маршале Советского Союза Г. К. Жукове, об океанском плавании на черноморском лайнере, об Узбекистане, о своей жизни... Военный корреспондент Константин Симонов «много повидал, еще больше перечувствовал». После окончания курсов военных корреспондентов при Военно-политической академии в июне 1941-го года он работал в редакции газеты Западного фронта «Красноармейская правда», затем — в «Красной звезде». Он писал корреспонденции с Западного, Закавказского, Южного, Украинских, Ленинградского фронтов. На фронте публикации К. Симонова читали с особым вниманием, читали солдаты и командиры. В письме жене, невесте, далекому другу фронтовик непременно вложит вырезанное из журнала или переписанное от руки стихотворение «Жди меня». Военный корреспондент, очеркист, драматург и поэт Симонов неотступно сопровождал солдата Отечественной войны плечо к плечу. Узнать больше о творчестве этих замечательных людей вы сможете, прочитав статью Альберта Измайлова.
Гл. библиотекарь ОГЕЛ
                                                                                                            Бахтина Ю. А.