Примерная тематика районных семинаров 2020 года
Государственное бюджетное учреждение культуры
Липецкая областная
универсальная научная библиотека
ЛОУНБ в Инстаграм ЛОУНБ ВКонтакте Канал ЛОУНБ на youtube
ЛОУНБ в Инстаграм ЛОУНБ ВКонтакте Канал ЛОУНБ на youtube

Примерная тематика районных семинаров 2020 года

Уважаемые коллеги!

Основным событием в библиотечной жизни последних лет можно назвать создание модельных библиотек – библиотек нового поколения согласно национальному проекту «Культура». И хотя в каждом регионе страны их пока единицы, сам факт их существования оказывает влияние на вектор деятельности остальных библиотек. Создание модельных библиотек предполагает не только реорганизацию библиотечного пространства, но и перезагрузку профессионального мышления библиотекарей, которые уже сегодня должны освоить навыки работы с современными цифровыми ресурсами и технологиями, расширить представления о разнообразии инструментов и способов повышения качества и эффективности обслуживания пользователей.

2020 год ознаменован величайшей датой в истории России и всего мира: 75-летием окончания Великой Отечественной войны. О подготовке и проведении празднования Победы нашей страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Президент РФ В.В. Путин подписал указ №211 от 9 мая 2018 г.

В следующем году исполняется 150 лет со дня рождения великого русского писателя, нашего земляка, И.А. Бунина. Глава государства отметил его «выдающийся вклад в отечественную и мировую культуру». Согласно указу Президента РФ В.В. Путина № 464 от 30 июля 2018 г. утвержден план с ключевыми событиями, которые пройдут в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Орле, в других регионах, в том числе и Липецкой области.

В связи с этой знаменательной датой конкурс «Библиотека года – 2020» посвящен 150-летнему юбилею писателя И.А. Бунина.

Конкурс проводится по следующим номинациям:

  • «И.А. Бунин и Липецкий край».
    К рассмотрению принимаются продукты, созданные библиотеками, расширяющие информационные ресурсы библиотеки: печатные издания, мультимедийные продукты, электронные издания, в т.ч. представленные на сайте библиотеки. Также принимаются материалы о созданных в библиотеках музеях, экспозициях, уголках по теме номинации.
  • «Продвижение чтения русской классической литературы».
    К рассмотрению принимаются материалы, рассказывающие о результативной форме продвижения чтения по теме номинации.
  • «Литературное краеведение на сайте библиотеки».
    К рассмотрению принимаются созданные библиотекой продукты, выставленные на сайте библиотеки по теме номинации.
  • «Лучшее в моей библиотеке»

В номинации принимают участие библиотеки сельских поселений, сельские филиалы ЦБС, межпоселенческих библиотек. К рассмотрению принимаются реализованные идеи по продвижению чтения художественной литературы: реализованный проект, инновационное обслуживание читателей, форма массовой или индивидуальной работы, внедрение новых библиотечных услуг, организация библиотечного пространства, создание мультимедийных и электронных продуктов, печатное издание т.д.

При необходимости Вы можете приглашать специалистов ЛОУНБ для практического участия в районных семинарах и совещаниях.

Свои замечания, пожелания и предложения по организации учебы кадров направляйте в научно-методический отдел областной научной библиотеки по адресу:
398050 г. Липецк, ул. Кузнечная, 2.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Семинар 1

Актуальные проблемы патриотического воспитания.
Идеи, практики, проекты

Проблема воспитания патриотизма у подрастающего поколения была актуальна во все времена. Поколения русских общественных деятелей, писателей уделяли идее патриотизма самое пристальное внимание, так как видели в ней основу для отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею морального долга перед обществом, ответственности за судьбу Отечества.

В современных реалиях мы все чаще сталкиваемся с такими явлениями как «русофобия», «антипатриотизм», «лжепатриотизм». Русский язык все более изобилует англоязычными словами. Это связано с процессом глобализации, который приводит к усилению давления Запада на все слои и сферы жизни российского общества и, прежде всего, на молодежь в насаждении и навязывании западных образцов и ценностей. Проблема признана актуальной на самом высоком уровне как угроза национальной безопасности. Правительством РФ 30 декабря 2015 г. принята государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».

Необходимым звеном в системе патриотического воспитания являются библиотеки. Они, как накопители исторической памяти, выступают информационными проводниками между поколениями и остаются достойными хранителями патриотических традиций. Перед библиотеками стоит нелегкая задача – развитие у подрастающего поколения через книгу высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, любви к своему Отечеству. Особую значимость эта работа приобретает в свете 75-летия Великой Победы. В ходе семинара мы рекомендуем проанализировать уровень работы по этому направлению, обсудить возникающие проблемы, познакомиться с эффективными формами и методами патриотического воспитания.

План семинара

Консультация «Великая Победа: наследие и наследники. Как сохранить память о войне»

Консультация «Электронные ресурсы – документальные источники о Великой Отечественной войне (поиск информации, обучение и методика разработки мероприятий по привлечению пользователей в библиотеки)»

Содоклады библиотекарей «Память нашу не стереть годами» в формате печа-куча.

«Печа-Куча» – это простейшая технология публичных выступлений, где общая продолжительность выступления не должна превышать 6 минут 40 секунд. Каждый оратор показывает ровно 20 слайдов и комментирует каждый в течение 20 секунд. Данный формат позволяет в рамках мероприятия прослушать максимальное количество докладов. Мы предлагаем использовать данный формат выступлений для знакомства с практическим опытом работы библиотек.

Список литературы

  1.  Война. Победа. Память: [тема номера] // Библиотека. – 2015. – № 4.
  2. Колосова С.В. Можно ли научить любить Родину? / беседу вела В. Крахотина // Библиополе. – 2018. – № 6. – С. 2-9.
  3. Корнеева С. О ком напомнит обелиск?: войны и эпохи в сознании юных / С. Корнеева // Библиополе. – 2018. – № 11. – С. 32-37.
  4. Лихоманова Е. Ушедшие, но не забытые: [патриотический десант «Помним. Славим. Гордимся»] / Е. Лихоманова // Библиополе. – 2018. – № 12. – С. 37-39.
  5. Марчукова В. Обелиск с красной звездой: [межсетевая библиотечная акция [«Горячий снег нашей Победы»] / В. Марчукова // Библиополе. – 2018. – № 4. – С. 44-47.
  6. Покусаева Г. Оставаться человеком ... : что думает о войне молодежь трех стран / Г. Покусаева // Библиотека. – 2019. – № 2. – С. 52-56.
  7. Федорочева Н. Душа солдата в письмах жива : [творческий проект «Письма с фронта»] / Н. Федорочева // Библиотека. – 2018. – № 2. – С. 53-55.
  8. Шуминова И. Патриотическое воспитание в профессиональном формате. Методы и подходы / И. Шуминова // Библиотечное дело. – 2018. – № 13. – С. 29-32.
  9. Чеботарева Н. Военные корреспонденты флотской столицы: [мини-музей в библиотеке] / Н. Чеботарева // Библиополе. – 2017. – № 12. – С. 43-46.
  10. Чепрасов С.А. Слова и разговоры о патриотизме не помогут воспитать патриотов, необходимо что-то иное.... / С.А. Чепрасов // Классный руководитель. – 2013. – № 6. – С. 88-89.

Семинар 2

Проблемы и тенденции работы
библиотек в рамках реализации
«Национальной программы поддержки
и развития чтения в России»

В следующем году подходит к завершению 3-й этап «Национальной программы поддержки и развития чтения в России». Программа была создана в связи с возрастающим дефицитом знаний на фоне снижения у населения интереса к чтению.

Цель разработки и реализации Национальной программы поддержки и развития чтения заключается в повышении культурной компетентности членов общества за счет:

  • повышения читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях;
  • роста читательской активности (охвата и интенсивности) граждан – субъектов чтения, доведения ее до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа.

Первоначально работа специалистов библиотек в ходе реализации программы заключалась в продвижении чтения. Сегодня она претерпела существенные изменения и направлена на воспитание компетентного читателя. В ходе семинара мы предлагаем ознакомиться с основными тенденциями работы библиотек в этом направлении.

План семинара

Консультация «Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве. Современные тенденции развития»

Консультация «Культура чтения библиотекаря. Ориентация в литературном процессе»

Консультация «В ответе за слово. Продвижение культуры русского языка в работе библиотеки»

Показательное мероприятие по воспитанию культуры чтения

Список литературы

  1. Кризис чтения : энергия преодоления : сборник научно-практических работ / ред.-сост. В.Я. Аскарова. – Москва : МЦБС, 2013. – 320 с.
  2. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения / Э.А. Орлова. – М. : МЦБС, 2008. – 72 с.
  3. От года литературы – к веку чтения : коллективная монография / ред.-сост. В.Я. Аскарова. – доп. и перераб. – М. : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2016. – 568 с.
  4. Поддержка и развитие чтения : тенденции и проблемы : сборник статей ; (по итогам пяти лет реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в России) / ред.-сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. – Москва : Межрегиональной центр библиотечного сотрудничества, 2011. – 215 с.
  5. Чтение. XXI век : коллективная монография / ред.-сост. В. Я. Аскарова. – Москва : Межрегиональный цент библиотечного сотрудничества, 2015. – 471 с.
    ***
  6. Брусиловская Р. «...И этот век – Серебряный был век» : [проект «Большое чтение»] / Р. Брусиловская. // Библиополе. – 2018. – № 3. – С. 59-63.
  7. Гаврикова О. Семейному чтению – наше почтение / О. Гаврикова // Библиополе. – 2018. – № 9. – С. 66-69.
  8. Жарикова А. Поверхностный читатель: чтение без разумения / А. Жарикова // Библиотечное дело. – 2017. – № 20. – С. 42-44.
  9. Иванникова Е. Под грифом «Впервые»: литературные пристрастия успешных земляков / Е. Иванникова // Библиотека. – 2018. – № 3. – С. 31-32.
  10. Ивина К.В. Книга в поле современного читателя: социокультурный анализ / К.В. Ивина // Научные и технические библиотеки. – 2017. – № 1. – С. 126-132.
  11. Калинина О. Архипелаг Толстого / О. Калинина // Библиотека. – 2019. – № 4. – С. 37-39.
  12. Кривчикова Е. Мой личный Букер: что читает нынешняя молодежь / Е. Кривчикова // Библиополе. – 2018. – № 6. – С. 57-59.
  13. Кузнецова Ж. Как вернуть нынешнюю молодежь к классике... / Ж. Кузнецова, Ю. Полищук // Библиополе. – 2018. – № 7. – С. 10-13.
  14. Куликова Е. На дилижансе по эпохам: многоликая целостность классики / Е. Куликова // Библиополе. – 2018. – № 10. – С.55-58.
  15. Кургаева Ю. Пан или пропал? Круг чтения старших подростков: основные тенденции / Ю. Кургаева // Библиотечное дело. – 2018. – № 9. – С.37-39.
  16. Попова Н. Общение вокруг чтения. Программа модельных уроков литературы / Н. Попова // Библиотечное дело. – 2018. – № 8. – С. 18-22.

Семинар 3

Библиографическая компетентность 
специалистов библиотек как гарантия
доступа к качественным знаниям и информации 

Главная особенность современного общества – многократное увеличение общего объема информации, знаний и информационных технологий. Поэтому качественная, проверенная, систематизированная и упорядоченная информация становится важным и востребованным ресурсом. Библиотека, как точка доступа к проверенным, качественным знаниям и информации имеет сегодня первостатейное значение.

Библиографическая деятельность является основой всех информационных процессов. Современные и будущие информационные системы не могут существовать без библиографических элементов. За последние десятилетия произошли радикальные изменения в методах сбора, обработки и формах предоставления информации читателю.

Естественно, библиотекари не могли не ощутить на себе новых веяний, новых требований, предъявляемых к ним со стороны пользователей. Интенсивное внедрение IT-технологий ставит ряд проблем перед их специалистами: взаимодействие с технически грамотными пользователями, владение технологией быстрого поиска информации в виртуальном пространстве и экспертное оценивание ее достоверности и качества.

В рамках семинара мы предлагаем ознакомиться с современными направлениями библиографической деятельности библиотеки и изменившимися требованиями к профессии библиографа.

План семинара

Консультация «Информационно-библиографическая деятельность публичной библиотеки: традиционные формы и новые тенденции»

Консультация «Интерактивные возможности электронных краеведческих ресурсов ЛОУНБ»

Консультация «Библиотечные издания «малых жанров»: требования к созданию и оформлению»

Практическое занятие библиографа межпоселенческой библиотеки «Знакомство с НЭБ. Принцип поиска и отбора информации»

Список литературы

  1. Моргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание: теория и практика / И.Г. Моргенштерн; сост. и науч. ред. Г.А. Губанова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2011. – 176 с.
  2. Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / сост. Т.В. Захарчук, О. М. Зусьман. – СПб.: Профессия, 2005. – 547 с.
  3. Справочник библиографа / науч. ред. Г.Ф. Гордукалова, Г. В. Михеева. – 4-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Профессия, 2014. – 768 с.
    ***
  4. Библиограф в информационном обществе // Моргенштерн И.Г. Информационный и книжный мир. Библиография : (избранное) / И. Г. Моргенштерн. – Санкт-Петербург : Профессия, 2007. – С. 248.-255.
  5. Моргенштерн И.Г. О профессии и личности библиографа (к разработке профессиограммы) // Информационный и книжный мир. Библиография : (избранное) / И.Г. Моргенштерн. – Санкт-Петербург : Профессия, 2007. – С. 234.-248.
  6. Абитова А.В. «Меритократизация» библиотечной профессии. Библиотекарь в экспертократическом обществе / А. В. Абитова // Библиотечное дело. – 2015. – №15. – С. 2-5.
  7. Библиотека 2.0: [тема номера] // Библиотечное дело. – 2011. – №6.
  8. Гавришин И. Золотые полки Национальной электронной детской библиотеки / И. Гавришин // Библиотечное дело. – 2016. – №13. – С. 7-8.
  9. Головко С.И. Информационное ориентирование в области литературного краеведения / С.И. Головко // Библиография. – 2016. – № 4. – С. 45-52.
  10. Медиаграмотность : [тема номера] // Библиотечное дело. – 2015. – № 8.
  11. Нюхрина В.А. Использование электронных библиотек в справочно-библиографическом обслуживании / В.А. Нюхрина, Ю. В. Нюхрин // Библиография. – 2008. – № 1. – С. 11-17.
  12. Тараненко Л.Г. Профессиональные компетенции специалистов в области библиотечного краеведения / Л. Г. Тараненко // Библиография и краеведение. – 2018. – № 5. – С. 74-80.
  13. Яловенко Л.В. Школа библиографа : [в Мурман. гос. ОУНБ] / Л.В. Яловенко // Современная библиотека. – 2017. – № 6. – С.88-89.

Семинар 4

Общедоступные библиотеки
в условиях цифровизации

Цифровизация в деятельности библиотеки стоит одной из главных задач на ближайшие годы. Происходящие процессы меняют всю систему библиотечного труда, библиотечных ресурсов, ставят вопрос о границах библиотечного пространства.

Библиотека ориентирована создавать электронный контент, собственные электронные продукты и базы данных. Важным направлением для всех библиотек стала работа по переводу собственных ресурсов в электронный формат. Требованием времени стало использование информационных технологий для библиотечного обслуживания. Сегодня трудно представить массовую работу библиотеки без мультимедиа сопровождения. Среди практических навыков библиотекаря первичным является способность работать с основными видами цифровых устройств, свободно обращаться с наиболее распространенными операционными устройствами и популярными прикладными программами.

Поэтому библиотекарям необходимо учиться, овладевать современными навыками работы в электронной среде, обеспечивая активное вовлечение в библиотеку нового поколения читателей, ориентированного, в основном, на цифровой формат восприятия информации.

План семинара

Консультация «Библиотекарь в цифровой среде. Основные термины и определения»

Практическое занятие «Краеведческие ресурсы. Способы их формирования и сохранения в сельской библиотеке»

Практическое занятие «Виртуальная выставка как средство продвижения чтения»

Список литературы

  1. Бакалова С.Л. Виртуальный музей как новая реальность пространства. / С.Л. Бакалова // Современная библиотека. – 2014. – № 9. – С. 70-73.
  2. Баркова И.В. Виртуально экспонироваться / И.В. Баркова // Современная библиотека. – 2015. – № 7. – С. 20-23.
  3. Евдищенко Г. Селяне в режиме онлайн. / Г. Евдищенко // Библиополе. – 2013. – № 4. – С. 2-5.
  4. Жуковская Е. Гулливер с Робинзоном приглашают в дорогу : [буктрейлеры, виртуальные викторины при продвижении чтения] / Е. Жуковская // Библиотека. – 2019. – № 2. – С. 24-26.
  5. Карпова Е. Виртуальная жизнь: волгоградская Молодежка в сети интернет / Е. Карпова // Библиотечное дело. – 2018. – № 16. – С. 34-37.
  6. Конкина Г. Энциклопедия родного края: создание краеведческого ресурса библиотеки. / Г. Конкина // Библиополе. – 2017. – № 6. – С. 49-51.
  7. Легких Л. Мы там, где наш пользователь : виртуальные представительства ЦБС / Л. Легких // Библиополе. – 2018. – № 6. – С. 14-17.
  8. Макарова В. Активность в виртуальной среде – это новые проекты и партнеры / В. Макарова // Библиополе. – 2018. – № 6. – С. 39-42.
  9. Мелентьева Ю.П. Роль традиционной библиотеки в условиях цифровизации общества / Ю.П. Мелентьева // Библиография. – 2019. – № 2. – С. 27-33.
  10. Овчинникова Н. Многоточие33: перепись виртуальных представительств / Н. Овчинникова // Библиотека. – 2018. – № 4. – С. 37-39.
  11. Пантелеева В.В. Знание с доставкой на дом / В.В. Пантелеева // Современная библиотека. – 2019. – № 3. – С. 42-44.
  12. Петрова Г.Н. Как делать буктрейлер / Г.Н. Петрова // Современная библиотека. – 2015. – № 7. – С. 28-37.
  13. Петрова Т. Когда найдется все : [модельные библиотеки г. Печоры Псковской обл.] / Т. Петрова // Библиополе. – 2019. – № 1. – С. 41-45.
  14. Протопопова Е.Э. Функционирование библиотек в облачной телекоммуникационной среде / Е.Э. Протопопова // Научные и технические библиотеки. – 2016. – № 2. – С. 42-54.
  15. Степанов В.К. Библиотекарь эпохи цифры: что должен уметь и знать? / В.К. Степанов // Современная библиотека. – 2014. – № 10. – С. 22-25.
  16. Степанов В.К. Библиотеки цифровой эпохи: к разработке стратегии и тактики преобразований / В.К. Степанов // Современная библиотека. – 2014. – № 9. – С. 34-39.
  17. Щербатых И. Виртуальные помощники: информационная поддержка: цели, задачи, результат / И. Щербатых // Библиополе. – 2013. – № 3. – С. 2-4.
  18. Шевцова Е.А. Виртуальная выставка: мастер-класс. / Е.А. Шевцова // Современная библиотека. – 2016. – № 3. – С. 30-35.
    Электронные ресурсы
  19. Информационные технологии в библиотеках [Текст]: дайджест-конспект / Новосиб. ГОНБ ; сост. И.М. Хвостенко ; ред. Н.П. Носова ; отв. за вып. В.Г. Деев. – Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2015. – 90 с. – Режим доступа : https://ngonb.ru/docs/Методисты/Дайджест-конспект.pdf. – Дата обращения: 29.10.2019.