Примерная тематика районных семинаров 2017 года
Государственное бюджетное учреждение культуры

Липецкая областная
универсальная научная библиотека

Примерная тематика районных семинаров 2017 года

логотип2017 год объявлен в России Годом экологии (указ Президента РФ от 05.01.2016 г. №7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии»). Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

В следующем году исполняется 100 лет со дня создания первого природного заповедника в России – Баргузинского. Природные заповедники служат «учреждением» по исследованию животной и природной среды, а также сохранению уникальных растений и редких видов животных. Поэтому, согласно указу Президента РФ от 01.08.2015 г. №392 «О проведении в Российской Федерации года особо охраняемых территорий», будет уделено внимание развитию системы заповедников.

Такая направленность связана с мировой тенденцией обращения общественного внимания на проблемы экологического характера каждой страны в отдельности и всего мира в целом.
Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН) утвердила 2017 год в качестве Международного года устойчивого развития туризма. В принятой резолюции признается «значение туризма в интересах взаимопонимания между народами мира, повышения осведомленности о богатом наследии различных цивилизаций и восприятия ценностей различных культур, укреплению мира во всем мире».
Повышению интереса к России, ее истории и богатейшему наследию, будет способствовать XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который состоится 14-22 октября в городе Сочи. Его проведение окажет огромное влияние на дальнейшее формирование культуры и искусства.
 
Основные события следующего года были учтены при определении тематики районных семинаров.
Ежегодный областной конкурс «Библиотека года» будет проводиться под темой «Библиотека как информационный центр поддержки и развития туризма»
Номинации конкурса:
  • «Краеведческие ресурсы муниципальной библиотеки»

  • «Мультимедийный продукт»

  • «Печатное издание»

  • «Библиотечное пространство как привлекательный объект туризма»

При необходимости Вы можете приглашать специалистов ЛОУНБ для практического участия в районных семинарах и совещаниях. Свои замечания, пожелания и предложения по организации учебы кадров направляйте в НМО областной научной библиотеки по адресу:

398050 г. Липецк, ул. Кузнечная, 2.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Семинар 1

Формирование экологической культуры как компонент деятельности библиотеки

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к  критической. Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к  природе лишь как  к объекту получения определенных богатств и  благ. Проблемы экологии, экологического воспитания, экологической культуры становятся сегодня особенно злободневными.

Поэтому создание системы целенаправленного формирования экологической культуры населения с использованием для этого всех возможных инструментов и институтов рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений национальной экологической политики России.

Правительством РФ одобрен проект Указа Президента «Об основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года». Документ отражает основные глобальные и национальные экологические проблемы, устанавливает стратегические цели, учитывающие национальный и международный опыт охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет задачи и механизмы их реализации.

Вопросы экологического образования и просвещения нашли отражение в Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. №1225-р.

Нормы экологического образования, воспитания, просвещения и формирования экологической культуры в целом заложены в федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ (действующая редакция, 2016 г.).

В статье 71 Закона библиотеки названы в числе других учреждений, входящих в систему всеобщего экологического образования, создаваемой в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды, а также распространения экологических знаний.

В статье 74 Закона библиотеки указаны в числе организаций, занимающихся экологическим просвещением, в том числе информированием населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности.

Это говорит о том, что библиотеки, безусловно, определили свою нишу в экологической информационно-просветительской деятельности наряду с образовательными и общественными структурами. Обладая уникальными возможностями приобщения населения к информационным ресурсам, они играют главную роль в экологическом просвещении и воспитании у населения экологического сознания и культуры, что способствует решению экологических проблем на местном, региональном и национальном уровне.

Программа семинара

  • Консультация «Роль библиотек в формировании экологического мировоззрения»
  • Сообщение «Экологический портрет района»
  • Консультация библиографа «Информационное обеспечение специалистов для решения экологических проблем района»
  • Мастер-класс: «Непрерывное экологическое образование населения: варианты осуществления»

Список литературы

  1. Миссия XXI века: библиотеки – экологическому просвещению / Липец. ОУНБ ; науч.-метод. отдел ; сост. Е.А. Анохина ; ред. и отв. за вып. Е.М. Огнева.– Липецк : ООО ПК «Мистраль-Л», 2011. – 200 с.
  2. Экологическое просвещение населения в государственных областных и муниципальных библиотеках Смоленской области: итоги 2010 года / Смол. ОУБ им. А.Т. Твардовского , конс. – метод. отдел ; сост. Т.Ф. Балашова. – Смоленск , 2011. – 68 с.
  3. Информационно-библиотечная экология: учебно-методическое пособие / С.Е. Демидова, М.В. Носырева, М.Ф. Кряжева, Е.В. Фоменко, Е.В. Маклакова, Т.В. Кузьмина, Т.Б. Сабинина ; под. общ. ред. С.Е. Демидовой. – М. : Литера, 2010.– 128 с.
  4. Сухотина Е.А. Библиотеки и экологическое просвещение в интересах устойчивого развития : учебно-практическое пособие / Е.А. Сухотина.– М. : Литера, 2010.– 240 с. – (Современная библиотека ; вып. 67).
  5. Библиотечный вестник. Вып. 62 : «Библиотека и экология : электронный формат» / Липец. ОУНБ ; науч.-метод. отдел ; сост. Е.М. Огнева. – Липецк. – 2014. – 36 с. – Прил.: DVD+R «Библиотека и экология : электронный формат».
  6. Природа Липецкой области и ее охрана : рекомендательный указатель литературы за 2000-2013 гг. / ЛОУНБ, информ.-библиогр. отдел ; сост. В. А. Вырикова ; Г.Б. Мартынова, М.В. Парамзина; отв. ред. Л.Т. Самойлова. – Липецк : Липецкий Полиграфический Центр, 2013. – 158 с.
  7. Библиотечный вестник. Вып. 43 : «Библиотека в системе экологического просвещения» / Липец. ОУНБ ; науч.- метод. отдел ; сост. О.А. Березина ; ред. и отв. за вып. Л.Т. Самойлова.– Липецк.– 2009.– 44 с.
  8. Целительная сила растений : метод. рекомендации / ЛОУНБ , науч.– метод. отдел ; сост. О.А. Березина ; ред. и отв. за вып. Л.Т. Самойлова.– Липецк, 2009.– 48 с.– (Здоровый образ жизни).
  9. Экологическая информация и просвещение: из опыта работы библиотек области: метод. материалы / Липец. ОУНБ ; науч.– метод. отдел ; сост. О.А. Березина ; ред. и отв. за вып. Л.Т. Самойлова.– Липецк, 2005.– 52 с.
  10. Загадки седого утеса (Галичья гора – музей живой природы) : методические рекомендации / Липецк. ОУНБ ; сост. О.А. Березина ; отв. за вып. Л.Т. Самойлова. – Липецк, 2000.– 22 с.
  11. Бакуменко Е.В. «Эко – мы» : исследуя и защищая природу родного края // Современная библиотека. – 2016. – №6. – С. 38-41.
  12. Герасимова Е. Заповеди заповедных мест : охрана природы в экспозиции / Е. Герасимова // Библиотека. – 2016.– №4. – С. 60- 64.
  13. Матлина С.Г. Библиотека в природном и культурном ландшафте / С.Г. Матлина // Библиотечное дело. – 2016. – №2 (260). – С. 2-8.
  14. Лохматые слушатели в библиотеке : [ряд статей] // Библиотечное дело.– 2015. – №23 (257).– С. 2-21.
  15. Михеева Л. О чем поет зяблик? Слушай на сайте! : создание виртуального «Краеведческого календаря» для развития экологической культуры детей и подростков / Л. Михеева // Библиополе.– 2015.– №11.– С. 31-33.
  16. Чемоданова Е. Земля, вода и воздух : [проекты по развитию экологического образования и просвещения] / Е. Чемоданова // Библиотека.– 2015.– №5.– С.63-69.
  17. Фролова С. «Мы с тобой одной крови!» : голос в защиту фауны и флоры / С. Фролова // Библиотека.– 2015.– №3.– С. 65-68.
  18. Переверзева В. Земля – слезинка на щеке Вселенной : [академия «Друзья природы»!] / В. Переверзева // Библиотека.– 2015.– №1.– С. 48-51.
  19. Беляева И. Эко-сумка мечты / И. Беляева, Д. Зубова // Современная библиотека.– 2015.– №1.– С. 26-29.
  20. Пушкова С. «Мой деревянный дом» : зеленая библиотека для детей / С. Пушкова // Библиополе.– 2013.– №12.– С. 27-30.
  21. Небаева В. Наши ресурсы не безграничны! : идеи представленные на природоохранном форуме / В. Небаева // Библиотека.– 2013.– №12.– С. 63-65.
  22. Воробьева О. Расти и благоухай, Узамбарская фиалка / О. Воробьева // Библиотека.– 2013.– №11.– С. 62-65.
  23. Бойко Л. Выйди из дома и помоги природе! : современные технологии как средство экологического воспитания / Л. Бойко // Библиополе.– 2013.– №10.– С. 45-49.
  24. Кравченко М. Чистота планеты – чистота души : по итогам форума «БиблиоЭко-2013» / М. Кравченко // Библиотека.– 2013.– №10.– С. 64-68.
  25. Шуняева О. Встречаемся в уют-компании / О. Шуняева // Библиотека.– 2013.– №10.– С. 69-72.
  26. Степанова В. Беречь природы дар бесценный : методы приобщения читателей к экологической культуре / В. Степанова // Библиополе.– 2013.– №4.– С. 21-25.
  27. Боева Л. Жить в согласии с природой : опыт проведения областной акции «Дни защиты от экологической опасности» / Л. Боева // Библиополе.– 2013.– №3.– С. 28-31.
  28. Буслаева М. Воспитание экологической культуры / М. Буслаева // Библиополе.– 2013.– №2.– С. 21-23.
  29. И вечная природы красота… : [тема номера] // Библиотечная палитра.– 2012.– №3.

Семинар 2

Библиотека для особого читателя

В последние годы проблемы реабилитации инвалидов привлекают все большее внимание ученых, политиков, различных общественных и государственных организаций. В стране происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. Скорректирован целый ряд российских законодательных актов, в том числе касающихся обеспечения условий доступности для инвалидов информации и объектов социально культурного назначения.

Одна из задач практически любой публичной библиотеки как учреждения социального и культурного назначения связана с оказанием помощи в получении информации и организации досуга для лиц, нуждающихся в социальной реабилитации и адаптации в обществе.

Библиотеками накоплен огромный опыт практической работы с инвалидами. В тоже время, работа с этой категорией читателей особенно сложна. Она требует специальных знаний и умений, коими библиотекари часто не владеют или владеют частично. Поэтому следует уделить особое внимание знакомству библиотекарей с организацией этой работы в соответствии с последними изменениями в законодательстве.

План семинара

  • Консультация «Роль библиотеки в социокультурной адаптации пожилых людей и инвалидов»
  • Консультация «Использование библиотерапии в условиях публичной библиотеки»
  • Сообщение «Этикет общения с особыми читателями»

Список литературы

  1. Коновалова М.П. Инвалид – общество – библиотека : учебно-методическое пособие / М.П. Коновалова. – М. : Либерея-бибинформ , 2006. – 136 с. – (Серия «Библиотекарь и время. XXI век» ; вып. 41).
  2. Демкина М. Помогая жить полноценной жизнью : РГБМ – молодежи с ограниченными возможностями здоровья / М. Демкина, Б. Самохин // Библиотечное дело. – 2016. – №13 (271).– С. 33-35.
  3. Абрамова О. Они не одиноки в этой жизни : опыт работы с пенсионерами и инвалидами / О. Абрамова // Библиополе.– 2016.– №9. – С. 49-51.
  4. Григорьева Л. Праздник для особенных ребят / Л. Григорьева // Библиополе.– 2016.– №8.– С. 59-61.
  5. Мальцева Н. Никто не остается без заботы / Н. Мальцева // Библиотека.– 2016.– №6.– С. 32-35.
  6. Тотмина Л. «Ограниченные возможности? Нет, уникальные!» / Л. Тотмина // Библиополе.– 2016.– №4.– С. 13-16.
  7. Рубцова И.П. Книжная продленка / И.П. Рубцова // Современная библиотека.– 2016.– №4.– С. 30-33.
  8. Труфанова Е. Лечение сказкой : и станет мир доступнее / Е. Труфанова // Библиотека.– 2016.– №3.– С. 50-52.
  9. Ракитянская Л.В. Художества, «фишки», многоклубовье, и несвоевременные книги / Л.В. Ракитянская // Современная библиотека.– 2016.– №2.– С. 28-30.
  10. Гниломедова Т. Особые дети – особая забота : социальная работа библиотеки / Т. Гниломедова // Библиополе.– 2016.– №1.– С. 44-48.
  11. Пашкова Л. Декада для особых людей / Л. Пашкова // Библиотека.– 2016.– №1.– С. 62-65.
  12. Особый читатель : [тема номера] // Библиотечное дело.– 2015.– №18.
  13. Козлова Т. Отправляемся путешествовать : присоединяйтесь к нам / Т. Козлова // Библиотека.– 2015.– №10.– С. 63-65.
  14. Добродомова В. Семейный ковчег: милосердие для каждого : [проект «Равные возможности»] / В. Добродомова // Библиотека.– 2015.– №6.– С. 37-40.
  15. Шуминова И. Пространство равных возможностей / И. Шуминова // Библиополе.– 2015.– №6.– С. 44-47.
  16. Сокуренко Е. «Открытые мастерские» : чему учить молодежь / Е. Сокуренко // Библиополе.– 2015.– №5.– С. 21-26.
  17. Леонтьева Т. Живет в селе ветеран / Т. Леонтьева // Библиополе.– 2015.– №3.– С. 53-56.
  18. Иванова Н. Акварельная поляна : арт-терапия / Н. Иванова // Библиотека.– 2015.– №2.– С. 64-67.
  19. Огрина Л. К добру и пониманию открыты: реабилитационный центр в действии / Л. Огрина // Библиотека.– 2014.– №9.– С. 37-40.
  20. Стародубцева Л. К «Роднику» приезжают на колясках / Л. Стародубцева // Библиотека.– 2014.– №8.– С. 52-55.
  21. Постникова Г. Инвалидность – не повод для изоляции / Г. Постникова // Библиополе.– 2014.– №5.– С. 2-6.
  22. Рылина И. Солнечная акварель : искусство помогает преодолеть недуг / И. Рылина // Библиотека.– 2013.– №8.– С. 62-64.
  23. Попова М. Волшебные сказки для Золушек : особым детям – особые книги / М. Попова // Библиотека. – 2013. – №3. – С. 53-56.
  24. Белокопытова Ю. Просьба к зрячим : не будьте «слепыми»! / Ю. Белокопытова // Библиотека.– 2013.– №3.– С. 57-58.
  25. Назарой Н. Добро исцеляет : пути интеграции пожилых и инвалидов в активную жизнь / Н. Назарой // Библиотека.– 2015.– №2.– С. 47-51.
  26. Мясникова Н. Не потребитель, а хранитель и творец : межрегиональная творческая лаборатория по проблемам окружающей среды / Н. Мясникова // Библиотека.– 2013.– №2.– С. 68-71.
  27. Гниломедова Т. Библиотека как социальный центр реабилитации пожилых людей и инвалидов / Т. Гниломедова // Библиотечное дело.– 2012.– №24 (186).– С. 11-13.
  28. Гурьева Г. Пользуйтесь на здоровье ! / Г. Гурьева // Библиополе.– 2012.– №9.– С. 23-29.
  29. Гниломедова Т. Спасательный круг / Т. Гниломедова // Библиотека.– 2011.– №7.– С. 20-21.

Электронные ресурсы

  1. Консультационный Центр по работе библиотек с инвалидами [Электрон. ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка.– Режим доступа : http://www.mgounb.ru/centers/kcprbsinv/. – 16.12.16.
  2. Деятельность библиотек по формированию толерантной к инвалидам общественной среды: сб. методико-библиографических материалов [Электрон. ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка ; [сост.: Гайдай В.А.; ред. : Мудревская Е.Н.].– Мурманск, 2014.– 106 с.– Режим доступа: http://clrf.nlr.ru/tmp_librf/B1C132B8-2EAF-40A5-949B-6DA406E19635.pdf. – 16.12.16.

Семинар 3

Библиотека – центр интеллектуального  досуга молодежи

Работа с молодежью требует постоянного обновления. Библиотека – специфическая форма свободного развития индивидуальности молодого человека. Она предлагает разнообразные возможности формирования и проявления разнообразных навыков и умений. Участие в мероприятиях, клубах по интересам пробуждает положительные переживания, способствует организации условий для принятия молодого человека сверстниками. Посещение курсов, творческих студий повышает уровень образования и компетентности, помогает в раскрытии творческого потенциала.

Библиотека должна добиться того, чтобы ее образ ассоциировался в сознании молодежи с местом проведения интеллектуального досуга и общения, а также средой для реализации способностей, талантов, общественных амбиций.

В 2017 году в России будет проходить XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Мероприятия подобного масштаба всегда дают импульс инновационной деятельности, определяя стратегию дальнейшего развития.

План семинара
  • Консультация «Библиотека как развивающая среда нового поколения»*
  • Консультация «Программно-проектная деятельность библиотек для молодежи»*
  • Консультация «Работа библиотек по продвижению здорового образа жизни»

Список литературы

  1. Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи : принято Конференцией РБА ; XVII Ежегодная сессия, 17 мая 2012 г., г. Пермь / Рос. Библ. Ассоц.– Санкт-Петербург : Российская национальная библиотека, 2012.– 48 с.
  2. Чугунова М. Научите нас снимать мультфильм! / М. Чугунова // Библиополе.– 2016.– №8.– С. 13-15.
  3. Ходаков В. Диалог в многостороннем формате / В. Ходаков // Библиополе.– 2016.– №8.– С. 32-36.
  4. Башманова С. Почему подростки редко чем увлекаются : работа сельской библиотеки по социализации старшеклассников / С. Башманова // Библиополе.– 2016.– №7.– С. 21-23.
  5. Саванина Т. Психолог, педагог и информатор в одном лице : нетрадиционные формы просветительства / Т. Саванина // Библиотека.– 2016.– №7.– С. 51-55.
  6. Одинокова И.М. Новое интеллектуальное пространство / И.М. Одинокова // Современная библиотека.– 2016.– №7.– С. 24-29.
  7. Кюнбергер Д.Л. Игры разума / Д.Л. Кюнбергер // Современная библиотека.– 2016.– №6.– С. 14-17.
  8. Петровская Н. Научите ребенка учиться : спектр мотиваций / Н. Петровская // Библиотека.– 2016.– № 6.– С. 64-69.
  9. Грищенко Н. Аккорды звучат в фойе / Н. Грищенко // Библиотека.– 2016.– № 4.– С. 50-52.
  10. Гусева А.О. Пространство звука и тишины : «Музыкальный подвал» – необычный отдел в необычной библиотеке / А.О. Гусева, К.Л. Фриденберга // Библиотечное дело.– 2016.– №13 (271).– С. 28-29.
  11. Кашкаров А. Мастерские среди стеллажей / А. Кашкаров // Библиотека.–2016.– № 3.– С. 14-16.
  12. Тукачева Л. От «Двух капитанов» до «Верховного правителя» : библиотечный лекторий по страницам художественных произведений для военнослужащих / Л. Тукачева // Библиополе.– 2016.– №2.– С. 56-60.
  13. Калинина Е. Стихийные собрания и плановые встречи : [литературная интернет-чайная] / Е. Калинина // Библиотека.– 2016.– №2.– С. 48-53.
  14. Эркаева Г. Талант – алмаз, а мы здесь ювелиры : как направить способности в нужное русло / Г. Эркаева // Библиотека.– 2015.– №12.– С.30-36.
  15. Жукова Н. Мы научим делать мультики : [мультстудия «Аниматограф»] / Н. Жукова // Библиотека.– 2015.– №12.– С. 62-65.
  16. Сверчкова Т. «Молодежный квартал» приглашает / Т. Сверчкова // Библиополе.– 2015.– №12.– С.2-5.
  17. Журко Э. «Третье место» – культовое пространство для самореализации : палитра инициатив / Э. Журко // Библиотека.– 2015.– №10.– С. 54-56.
  18. Руденко Л.В. Встречи в библиотечных катакомбах : современный формат / Л.В. Руденко // Библиотечное дело.– 2015.– №10 (244).– С. 34-35.
  19. Беленко К. Ожившая мифология : мастерская перфоманса / К. Беленко // Библиотека.– 2015.– №10.–С. 13-14.
  20. Коваленко Е. Можно ли в библиотеке поработать на фрезерном станке? / Е. Коваленко // Современная библиотека.– 2015.– №7.– С. 12-15.
  21. Морозова М. Автопоезд идет… между витражами / М. Морозова, А. Чаусова // Библиотека.– 2015.– №6.– С. 47-51.
  22. Воробьева Т. Что такое «хэндмэйд»? / Т. Воробьева // Библиотека.– 2015.– №5.– С. 38-41.
  23. Володина Г. Библиотека : свободный формат / Г. Володина // Библиотечное дело.– 2015.– №3 (237).– С. 35-36.
 
Семинар 4

Виды современных информационных ресурсов и их использование в обслуживании пользователей

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО), являясь одним из ведущих направлений библиографической деятельности библиотеки, в современных условиях приобретает приоритетное значение. Это обусловлено, во-первых, тем, что современному пользователю нужна оперативная качественная информация, во-вторых, активным внедрением в практику СБО новых информационных технологий. Именно справочно-библиографическое обслуживание стало «пионером» виртуального обслуживания читателей, перенеся свойственный ему режим обслуживания «Вопрос – ответ» в новую среду.

В настоящее время существует как классическая форма справочно-библиографического обслуживания со  своими традиционными методами и приёмами, так и  новая, активно развивающаяся на  основе информационных технологий. Для выполнения всех видов справок активно используются возможности Интернета. 

Информационные технологии поменяли сам способ пользования библиотекой. Изменился основной принцип работы библиотеки: от накопления информации внутри нее к предоставлению информации, распределенной по удаленным местам хранения, в том числе в Интернете. Принцип корпоративности сегодня является одним из характерных признаков современных библиотечно-информационных систем и технологий. Это позволяет удаленной сельской библиотеке пользоваться ресурсами более крупных библиотек и полностью удовлетворять запросы своих читателей.

План семинара
  • Консультация «Интерактивные возможности электронных краеведческих ресурсов ЛОУНБ»
  • Консультация «Электронная библиотека «Память Липецкого края» в практике работы муниципальной библиотеки»
  • Консультация «Информационные ресурсы ЛОУНБ локального доступа»

Список литературы

  1. Библиотека в электронной среде : рецепты продвинутого пользователя : научно-практическое пособие / под общ. ред Б.Р. Логинова ; сост. Л.В. Новинская.– М. : Либерея-Бибинформ, 2011.– 192 с.– (Библиотекарь и время. XXI век : 100+100 выпусков ; № 132).
  2. Грибков Д.Н. Электронные ресурсы культурно-образовательной деятельности : учебно-методическое пособие / Д. Н. Грибков. – Москва : Литера, 2010.– 127 с.– (Современная библиотека ; вып. 83).
  3. Ситникова Н.П. Справочно-поисковый аппарат областной библиотеки : вопросы организации и управления / Н.П. Ситникова // Библиотечное дело.– 2016.– №11 (269).– С. 30-31.
  4. Бражникова С. Электронный ландшафт села : продвижение цифровых форм литературы в регионе / С. Бражникова // Библиополе.– 2016.– №9.– С. 13-18.
  5. Конина И.А. Онлайн-обслуживание удаленных пользователей : [опыт Мурманской ОУНБ] / И.А. Конина // Современная библиотека.– 2016.– №8 (68).– С. 30-34.
  6. Соловьева Н. У кого сегодня день рождения : календарь как повод для раздумий / Н. Соловьева // Библиотека.– 2016.– №8.– С. 8-11.
  7. Свирюкова В. Сервис на сервере : дистанционное обслуживание / В. Свирюкова // Библиотека.– 2016.– №7.– С. 23-26.
  8. Нещерет М. Как обойти конкурентов : посредник в системе «пользователь-информация» / М. Нещерет // Библиотека.– 2016.– №6.– С. 41-44.
  9. Шароварова М. В режиме реального времени : онлайн-консультант на связи с пользователями // Библиотека.– 2016.– №3.– С. 17-20.
  10. Сороколетова Н. Дань моде или объективная необходимость : корпоративные аналитические базы библиотечных ресурсов / Н. Сороколетова, Н. Сердечная // Библиополе.– 2015.– №12.– С. 6-8.
  11. Василенко Т. Средства обитания в веб-среде / Т. Василенко // Библиотека.– 2015.– №9.– С. 22-26.
  12. Кремянская А.Д. Нереальные реальные : как муниципальные библиотеки Томска работают с «ЛитРес» / А.Д. Кремянская, Г.В. Павлюченко // Современная библиотека.– 2015.– №8.– С. 30-37.
  13. Тараскина О.В. Формирование электронных ресурсов : опыт Скандинавии / О.В. Тараскина // Современная библиотека. – 2015. – №5. – С. 34-37.
  14. Мифы и реальности НЭБ на Крымском форуме : [ряд статей] // Современная библиотека.– 2015.– №5.– С. 62-72.
  15. Протопопова Е. Конструируем… будущее : современные технологические сервисы / Е. Протопопова, К. Морозова // Библиотека.– 2015.– №4.– С. 63-66.
  16. Васильева Л.Н. Виртуальная справка / Л.Н. Васильева // Современная библиотека.– 2015.– №2.– С. 54-69.
  17. Протопопова Е.Э. Рекомендательная библиография в веб-среде / Е.Э. Протопопова // Современная библиотека.– 2015.– №1.– С. 30-33.
  18. Сердечная Н.В. Виртуальные сервисы / Н.В. Сердечная // Современная библиотека.– 2015.– №1.– С. 34-37.
  19. Шурыгина А. «Все – в сеть !» : о центре доступа к всемирной паутине / А. Шурыгина // Библиотека.– 2014.– №9.– С. 24-28.
  20. Федотова О. Информационные ресурсы : создание и продвижение / О. Федотова // Библиополе.– 2013.– №2.– С. 2-5.
  21. Волкова М. Сохраним все, что любим : создание электронных ресурсов / М. Волкова // Библиополе.– 2013.– №1. – С. 20-22.