Примерная тематика районных семинаров 2017 года
Государственное бюджетное учреждение культуры

Липецкая областная
универсальная научная библиотека

Инстаграм ЛОУНБ ЛОУНБ ВКонтакте Канал ЛОУНБ на youtube

Примерная тематика районных семинаров 2017 года

логотип2017 год объявлен в России Годом экологии (указ Президента РФ от 05.01.2016 г. №7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии»). Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

В следующем году исполняется 100 лет со дня создания первого природного заповедника в России – Баргузинского. Природные заповедники служат «учреждением» по исследованию животной и природной среды, а также сохранению уникальных растений и редких видов животных. Поэтому, согласно указу Президента РФ от 01.08.2015 г. №392 «О проведении в Российской Федерации года особо охраняемых территорий», будет уделено внимание развитию системы заповедников.

Такая направленность связана с мировой тенденцией обращения общественного внимания на проблемы экологического характера каждой страны в отдельности и всего мира в целом.
Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН) утвердила 2017 год в качестве Международного года устойчивого развития туризма. В принятой резолюции признается «значение туризма в интересах взаимопонимания между народами мира, повышения осведомленности о богатом наследии различных цивилизаций и восприятия ценностей различных культур, укреплению мира во всем мире».
Повышению интереса к России, ее истории и богатейшему наследию, будет способствовать XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который состоится 14-22 октября в городе Сочи. Его проведение окажет огромное влияние на дальнейшее формирование культуры и искусства.
 
Основные события следующего года были учтены при определении тематики районных семинаров.
Ежегодный областной конкурс «Библиотека года» будет проводиться под темой «Библиотека как информационный центр поддержки и развития туризма»
Номинации конкурса:
  • «Краеведческие ресурсы муниципальной библиотеки»

  • «Мультимедийный продукт»

  • «Печатное издание»

  • «Библиотечное пространство как привлекательный объект туризма»

При необходимости Вы можете приглашать специалистов ЛОУНБ для практического участия в районных семинарах и совещаниях. Свои замечания, пожелания и предложения по организации учебы кадров направляйте в НМО областной научной библиотеки по адресу:

398050 г. Липецк, ул. Кузнечная, 2.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Семинар 1

Формирование экологической культуры как компонент деятельности библиотеки

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к  критической. Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к  природе лишь как  к объекту получения определенных богатств и  благ. Проблемы экологии, экологического воспитания, экологической культуры становятся сегодня особенно злободневными.

Поэтому создание системы целенаправленного формирования экологической культуры населения с использованием для этого всех возможных инструментов и институтов рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений национальной экологической политики России.

Правительством РФ одобрен проект Указа Президента «Об основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года». Документ отражает основные глобальные и национальные экологические проблемы, устанавливает стратегические цели, учитывающие национальный и международный опыт охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет задачи и механизмы их реализации.

Вопросы экологического образования и просвещения нашли отражение в Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. №1225-р.

Нормы экологического образования, воспитания, просвещения и формирования экологической культуры в целом заложены в федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ (действующая редакция, 2016 г.).

В статье 71 Закона библиотеки названы в числе других учреждений, входящих в систему всеобщего экологического образования, создаваемой в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды, а также распространения экологических знаний.

В статье 74 Закона библиотеки указаны в числе организаций, занимающихся экологическим просвещением, в том числе информированием населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности.

Это говорит о том, что библиотеки, безусловно, определили свою нишу в экологической информационно-просветительской деятельности наряду с образовательными и общественными структурами. Обладая уникальными возможностями приобщения населения к информационным ресурсам, они играют главную роль в экологическом просвещении и воспитании у населения экологического сознания и культуры, что способствует решению экологических проблем на местном, региональном и национальном уровне.

Программа семинара

  • Консультация «Роль библиотек в формировании экологического мировоззрения»
  • Сообщение «Экологический портрет района»
  • Консультация библиографа «Информационное обеспечение специалистов для решения экологических проблем района»
  • Мастер-класс: «Непрерывное экологическое образование населения: варианты осуществления»

Список литературы

  1. Миссия XXI века: библиотеки – экологическому просвещению / Липец. ОУНБ ; науч.-метод. отдел ; сост. Е.А. Анохина ; ред. и отв. за вып. Е.М. Огнева.– Липецк : ООО ПК «Мистраль-Л», 2011. – 200 с.
  2. Экологическое просвещение населения в государственных областных и муниципальных библиотеках Смоленской области: итоги 2010 года / Смол. ОУБ им. А.Т. Твардовского , конс. – метод. отдел ; сост. Т.Ф. Балашова. – Смоленск , 2011. – 68 с.
  3. Информационно-библиотечная экология: учебно-методическое пособие / С.Е. Демидова, М.В. Носырева, М.Ф. Кряжева, Е.В. Фоменко, Е.В. Маклакова, Т.В. Кузьмина, Т.Б. Сабинина ; под. общ. ред. С.Е. Демидовой. – М. : Литера, 2010.– 128 с.
  4. Сухотина Е.А. Библиотеки и экологическое просвещение в интересах устойчивого развития : учебно-практическое пособие / Е.А. Сухотина.– М. : Литера, 2010.– 240 с. – (Современная библиотека ; вып. 67).
  5. Библиотечный вестник. Вып. 62 : «Библиотека и экология : электронный формат» / Липец. ОУНБ ; науч.-метод. отдел ; сост. Е.М. Огнева. – Липецк. – 2014. – 36 с. – Прил.: DVD+R «Библиотека и экология : электронный формат».
  6. Природа Липецкой области и ее охрана : рекомендательный указатель литературы за 2000-2013 гг. / ЛОУНБ, информ.-библиогр. отдел ; сост. В. А. Вырикова ; Г.Б. Мартынова, М.В. Парамзина; отв. ред. Л.Т. Самойлова. – Липецк : Липецкий Полиграфический Центр, 2013. – 158 с.
  7. Библиотечный вестник. Вып. 43 : «Библиотека в системе экологического просвещения» / Липец. ОУНБ ; науч.- метод. отдел ; сост. О.А. Березина ; ред. и отв. за вып. Л.Т. Самойлова.– Липецк.– 2009.– 44 с.
  8. Целительная сила растений : метод. рекомендации / ЛОУНБ , науч.– метод. отдел ; сост. О.А. Березина ; ред. и отв. за вып. Л.Т. Самойлова.– Липецк, 2009.– 48 с.– (Здоровый образ жизни).
  9. Экологическая информация и просвещение: из опыта работы библиотек области: метод. материалы / Липец. ОУНБ ; науч.– метод. отдел ; сост. О.А. Березина ; ред. и отв. за вып. Л.Т. Самойлова.– Липецк, 2005.– 52 с.
  10. Загадки седого утеса (Галичья гора – музей живой природы) : методические рекомендации / Липецк. ОУНБ ; сост. О.А. Березина ; отв. за вып. Л.Т. Самойлова. – Липецк, 2000.– 22 с.
  11. Бакуменко Е.В. «Эко – мы» : исследуя и защищая природу родного края // Современная библиотека. – 2016. – №6. – С. 38-41.
  12. Герасимова Е. Заповеди заповедных мест : охрана природы в экспозиции / Е. Герасимова // Библиотека. – 2016.– №4. – С. 60- 64.
  13. Матлина С.Г. Библиотека в природном и культурном ландшафте / С.Г. Матлина // Библиотечное дело. – 2016. – №2 (260). – С. 2-8.
  14. Лохматые слушатели в библиотеке : [ряд статей] // Библиотечное дело.– 2015. – №23 (257).– С. 2-21.
  15. Михеева Л. О чем поет зяблик? Слушай на сайте! : создание виртуального «Краеведческого календаря» для развития экологической культуры детей и подростков / Л. Михеева // Библиополе.– 2015.– №11.– С. 31-33.
  16. Чемоданова Е. Земля, вода и воздух : [проекты по развитию экологического образования и просвещения] / Е. Чемоданова // Библиотека.– 2015.– №5.– С.63-69.
  17. Фролова С. «Мы с тобой одной крови!» : голос в защиту фауны и флоры / С. Фролова // Библиотека.– 2015.– №3.– С. 65-68.
  18. Переверзева В. Земля – слезинка на щеке Вселенной : [академия «Друзья природы»!] / В. Переверзева // Библиотека.– 2015.– №1.– С. 48-51.
  19. Беляева И. Эко-сумка мечты / И. Беляева, Д. Зубова // Современная библиотека.– 2015.– №1.– С. 26-29.
  20. Пушкова С. «Мой деревянный дом» : зеленая библиотека для детей / С. Пушкова // Библиополе.– 2013.– №12.– С. 27-30.
  21. Небаева В. Наши ресурсы не безграничны! : идеи представленные на природоохранном форуме / В. Небаева // Библиотека.– 2013.– №12.– С. 63-65.
  22. Воробьева О. Расти и благоухай, Узамбарская фиалка / О. Воробьева // Библиотека.– 2013.– №11.– С. 62-65.
  23. Бойко Л. Выйди из дома и помоги природе! : современные технологии как средство экологического воспитания / Л. Бойко // Библиополе.– 2013.– №10.– С. 45-49.
  24. Кравченко М. Чистота планеты – чистота души : по итогам форума «БиблиоЭко-2013» / М. Кравченко // Библиотека.– 2013.– №10.– С. 64-68.
  25. Шуняева О. Встречаемся в уют-компании / О. Шуняева // Библиотека.– 2013.– №10.– С. 69-72.
  26. Степанова В. Беречь природы дар бесценный : методы приобщения читателей к экологической культуре / В. Степанова // Библиополе.– 2013.– №4.– С. 21-25.
  27. Боева Л. Жить в согласии с природой : опыт проведения областной акции «Дни защиты от экологической опасности» / Л. Боева // Библиополе.– 2013.– №3.– С. 28-31.
  28. Буслаева М. Воспитание экологической культуры / М. Буслаева // Библиополе.– 2013.– №2.– С. 21-23.
  29. И вечная природы красота… : [тема номера] // Библиотечная палитра.– 2012.– №3.

Семинар 2

Библиотека для особого читателя

В последние годы проблемы реабилитации инвалидов привлекают все большее внимание ученых, политиков, различных общественных и государственных организаций. В стране происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. Скорректирован целый ряд российских законодательных актов, в том числе касающихся обеспечения условий доступности для инвалидов информации и объектов социально культурного назначения.

Одна из задач практически любой публичной библиотеки как учреждения социального и культурного назначения связана с оказанием помощи в получении информации и организации досуга для лиц, нуждающихся в социальной реабилитации и адаптации в обществе.

Библиотеками накоплен огромный опыт практической работы с инвалидами. В тоже время, работа с этой категорией читателей особенно сложна. Она требует специальных знаний и умений, коими библиотекари часто не владеют или владеют частично. Поэтому следует уделить особое внимание знакомству библиотекарей с организацией этой работы в соответствии с последними изменениями в законодательстве.

План семинара

  • Консультация «Роль библиотеки в социокультурной адаптации пожилых людей и инвалидов»
  • Консультация «Использование библиотерапии в условиях публичной библиотеки»
  • Сообщение «Этикет общения с особыми читателями»

Список литературы

  1. Коновалова М.П. Инвалид – общество – библиотека : учебно-методическое пособие / М.П. Коновалова. – М. : Либерея-бибинформ , 2006. – 136 с. – (Серия «Библиотекарь и время. XXI век» ; вып. 41).
  2. Демкина М. Помогая жить полноценной жизнью : РГБМ – молодежи с ограниченными возможностями здоровья / М. Демкина, Б. Самохин // Библиотечное дело. – 2016. – №13 (271).– С. 33-35.
  3. Абрамова О. Они не одиноки в этой жизни : опыт работы с пенсионерами и инвалидами / О. Абрамова // Библиополе.– 2016.– №9. – С. 49-51.
  4. Григорьева Л. Праздник для особенных ребят / Л. Григорьева // Библиополе.– 2016.– №8.– С. 59-61.
  5. Мальцева Н. Никто не остается без заботы / Н. Мальцева // Библиотека.– 2016.– №6.– С. 32-35.
  6. Тотмина Л. «Ограниченные возможности? Нет, уникальные!» / Л. Тотмина // Библиополе.– 2016.– №4.– С. 13-16.
  7. Рубцова И.П. Книжная продленка / И.П. Рубцова // Современная библиотека.– 2016.– №4.– С. 30-33.
  8. Труфанова Е. Лечение сказкой : и станет мир доступнее / Е. Труфанова // Библиотека.– 2016.– №3.– С. 50-52.
  9. Ракитянская Л.В. Художества, «фишки», многоклубовье, и несвоевременные книги / Л.В. Ракитянская // Современная библиотека.– 2016.– №2.– С. 28-30.
  10. Гниломедова Т. Особые дети – особая забота : социальная работа библиотеки / Т. Гниломедова // Библиополе.– 2016.– №1.– С. 44-48.
  11. Пашкова Л. Декада для особых людей / Л. Пашкова // Библиотека.– 2016.– №1.– С. 62-65.
  12. Особый читатель : [тема номера] // Библиотечное дело.– 2015.– №18.
  13. Козлова Т. Отправляемся путешествовать : присоединяйтесь к нам / Т. Козлова // Библиотека.– 2015.– №10.– С. 63-65.
  14. Добродомова В. Семейный ковчег: милосердие для каждого : [проект «Равные возможности»] / В. Добродомова // Библиотека.– 2015.– №6.– С. 37-40.
  15. Шуминова И. Пространство равных возможностей / И. Шуминова // Библиополе.– 2015.– №6.– С. 44-47.
  16. Сокуренко Е. «Открытые мастерские» : чему учить молодежь / Е. Сокуренко // Библиополе.– 2015.– №5.– С. 21-26.
  17. Леонтьева Т. Живет в селе ветеран / Т. Леонтьева // Библиополе.– 2015.– №3.– С. 53-56.
  18. Иванова Н. Акварельная поляна : арт-терапия / Н. Иванова // Библиотека.– 2015.– №2.– С. 64-67.
  19. Огрина Л. К добру и пониманию открыты: реабилитационный центр в действии / Л. Огрина // Библиотека.– 2014.– №9.– С. 37-40.
  20. Стародубцева Л. К «Роднику» приезжают на колясках / Л. Стародубцева // Библиотека.– 2014.– №8.– С. 52-55.
  21. Постникова Г. Инвалидность – не повод для изоляции / Г. Постникова // Библиополе.– 2014.– №5.– С. 2-6.
  22. Рылина И. Солнечная акварель : искусство помогает преодолеть недуг / И. Рылина // Библиотека.– 2013.– №8.– С. 62-64.
  23. Попова М. Волшебные сказки для Золушек : особым детям – особые книги / М. Попова // Библиотека. – 2013. – №3. – С. 53-56.
  24. Белокопытова Ю. Просьба к зрячим : не будьте «слепыми»! / Ю. Белокопытова // Библиотека.– 2013.– №3.– С. 57-58.
  25. Назарой Н. Добро исцеляет : пути интеграции пожилых и инвалидов в активную жизнь / Н. Назарой // Библиотека.– 2015.– №2.– С. 47-51.
  26. Мясникова Н. Не потребитель, а хранитель и творец : межрегиональная творческая лаборатория по проблемам окружающей среды / Н. Мясникова // Библиотека.– 2013.– №2.– С. 68-71.
  27. Гниломедова Т. Библиотека как социальный центр реабилитации пожилых людей и инвалидов / Т. Гниломедова // Библиотечное дело.– 2012.– №24 (186).– С. 11-13.
  28. Гурьева Г. Пользуйтесь на здоровье ! / Г. Гурьева // Библиополе.– 2012.– №9.– С. 23-29.
  29. Гниломедова Т. Спасательный круг / Т. Гниломедова // Библиотека.– 2011.– №7.– С. 20-21.

Электронные ресурсы

  1. Консультационный Центр по работе библиотек с инвалидами [Электрон. ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка.– Режим доступа : http://www.mgounb.ru/centers/kcprbsinv/. – 16.12.16.
  2. Деятельность библиотек по формированию толерантной к инвалидам общественной среды: сб. методико-библиографических материалов [Электрон. ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка ; [сост.: Гайдай В.А.; ред. : Мудревская Е.Н.].– Мурманск, 2014.– 106 с.– Режим доступа: http://clrf.nlr.ru/tmp_librf/B1C132B8-2EAF-40A5-949B-6DA406E19635.pdf. – 16.12.16.

Семинар 3

Библиотека – центр интеллектуального  досуга молодежи

Работа с молодежью требует постоянного обновления. Библиотека – специфическая форма свободного развития индивидуальности молодого человека. Она предлагает разнообразные возможности формирования и проявления разнообразных навыков и умений. Участие в мероприятиях, клубах по интересам пробуждает положительные переживания, способствует организации условий для принятия молодого человека сверстниками. Посещение курсов, творческих студий повышает уровень образования и компетентности, помогает в раскрытии творческого потенциала.

Библиотека должна добиться того, чтобы ее образ ассоциировался в сознании молодежи с местом проведения интеллектуального досуга и общения, а также средой для реализации способностей, талантов, общественных амбиций.

В 2017 году в России будет проходить XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Мероприятия подобного масштаба всегда дают импульс инновационной деятельности, определяя стратегию дальнейшего развития.

План семинара
  • Консультация «Библиотека как развивающая среда нового поколения»*
  • Консультация «Программно-проектная деятельность библиотек для молодежи»*
  • Консультация «Работа библиотек по продвижению здорового образа жизни»

Список литературы

  1. Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи : принято Конференцией РБА ; XVII Ежегодная сессия, 17 мая 2012 г., г. Пермь / Рос. Библ. Ассоц.– Санкт-Петербург : Российская национальная библиотека, 2012.– 48 с.
  2. Чугунова М. Научите нас снимать мультфильм! / М. Чугунова // Библиополе.– 2016.– №8.– С. 13-15.
  3. Ходаков В. Диалог в многостороннем формате / В. Ходаков // Библиополе.– 2016.– №8.– С. 32-36.
  4. Башманова С. Почему подростки редко чем увлекаются : работа сельской библиотеки по социализации старшеклассников / С. Башманова // Библиополе.– 2016.– №7.– С. 21-23.
  5. Саванина Т. Психолог, педагог и информатор в одном лице : нетрадиционные формы просветительства / Т. Саванина // Библиотека.– 2016.– №7.– С. 51-55.
  6. Одинокова И.М. Новое интеллектуальное пространство / И.М. Одинокова // Современная библиотека.– 2016.– №7.– С. 24-29.
  7. Кюнбергер Д.Л. Игры разума / Д.Л. Кюнбергер // Современная библиотека.– 2016.– №6.– С. 14-17.
  8. Петровская Н. Научите ребенка учиться : спектр мотиваций / Н. Петровская // Библиотека.– 2016.– № 6.– С. 64-69.
  9. Грищенко Н. Аккорды звучат в фойе / Н. Грищенко // Библиотека.– 2016.– № 4.– С. 50-52.
  10. Гусева А.О. Пространство звука и тишины : «Музыкальный подвал» – необычный отдел в необычной библиотеке / А.О. Гусева, К.Л. Фриденберга // Библиотечное дело.– 2016.– №13 (271).– С. 28-29.
  11. Кашкаров А. Мастерские среди стеллажей / А. Кашкаров // Библиотека.–2016.– № 3.– С. 14-16.
  12. Тукачева Л. От «Двух капитанов» до «Верховного правителя» : библиотечный лекторий по страницам художественных произведений для военнослужащих / Л. Тукачева // Библиополе.– 2016.– №2.– С. 56-60.
  13. Калинина Е. Стихийные собрания и плановые встречи : [литературная интернет-чайная] / Е. Калинина // Библиотека.– 2016.– №2.– С. 48-53.
  14. Эркаева Г. Талант – алмаз, а мы здесь ювелиры : как направить способности в нужное русло / Г. Эркаева // Библиотека.– 2015.– №12.– С.30-36.
  15. Жукова Н. Мы научим делать мультики : [мультстудия «Аниматограф»] / Н. Жукова // Библиотека.– 2015.– №12.– С. 62-65.
  16. Сверчкова Т. «Молодежный квартал» приглашает / Т. Сверчкова // Библиополе.– 2015.– №12.– С.2-5.
  17. Журко Э. «Третье место» – культовое пространство для самореализации : палитра инициатив / Э. Журко // Библиотека.– 2015.– №10.– С. 54-56.
  18. Руденко Л.В. Встречи в библиотечных катакомбах : современный формат / Л.В. Руденко // Библиотечное дело.– 2015.– №10 (244).– С. 34-35.
  19. Беленко К. Ожившая мифология : мастерская перфоманса / К. Беленко // Библиотека.– 2015.– №10.–С. 13-14.
  20. Коваленко Е. Можно ли в библиотеке поработать на фрезерном станке? / Е. Коваленко // Современная библиотека.– 2015.– №7.– С. 12-15.
  21. Морозова М. Автопоезд идет… между витражами / М. Морозова, А. Чаусова // Библиотека.– 2015.– №6.– С. 47-51.
  22. Воробьева Т. Что такое «хэндмэйд»? / Т. Воробьева // Библиотека.– 2015.– №5.– С. 38-41.
  23. Володина Г. Библиотека : свободный формат / Г. Володина // Библиотечное дело.– 2015.– №3 (237).– С. 35-36.
 
Семинар 4

Виды современных информационных ресурсов и их использование в обслуживании пользователей

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО), являясь одним из ведущих направлений библиографической деятельности библиотеки, в современных условиях приобретает приоритетное значение. Это обусловлено, во-первых, тем, что современному пользователю нужна оперативная качественная информация, во-вторых, активным внедрением в практику СБО новых информационных технологий. Именно справочно-библиографическое обслуживание стало «пионером» виртуального обслуживания читателей, перенеся свойственный ему режим обслуживания «Вопрос – ответ» в новую среду.

В настоящее время существует как классическая форма справочно-библиографического обслуживания со  своими традиционными методами и приёмами, так и  новая, активно развивающаяся на  основе информационных технологий. Для выполнения всех видов справок активно используются возможности Интернета. 

Информационные технологии поменяли сам способ пользования библиотекой. Изменился основной принцип работы библиотеки: от накопления информации внутри нее к предоставлению информации, распределенной по удаленным местам хранения, в том числе в Интернете. Принцип корпоративности сегодня является одним из характерных признаков современных библиотечно-информационных систем и технологий. Это позволяет удаленной сельской библиотеке пользоваться ресурсами более крупных библиотек и полностью удовлетворять запросы своих читателей.

План семинара
  • Консультация «Интерактивные возможности электронных краеведческих ресурсов ЛОУНБ»
  • Консультация «Электронная библиотека «Память Липецкого края» в практике работы муниципальной библиотеки»
  • Консультация «Информационные ресурсы ЛОУНБ локального доступа»

Список литературы

  1. Библиотека в электронной среде : рецепты продвинутого пользователя : научно-практическое пособие / под общ. ред Б.Р. Логинова ; сост. Л.В. Новинская.– М. : Либерея-Бибинформ, 2011.– 192 с.– (Библиотекарь и время. XXI век : 100+100 выпусков ; № 132).
  2. Грибков Д.Н. Электронные ресурсы культурно-образовательной деятельности : учебно-методическое пособие / Д. Н. Грибков. – Москва : Литера, 2010.– 127 с.– (Современная библиотека ; вып. 83).
  3. Ситникова Н.П. Справочно-поисковый аппарат областной библиотеки : вопросы организации и управления / Н.П. Ситникова // Библиотечное дело.– 2016.– №11 (269).– С. 30-31.
  4. Бражникова С. Электронный ландшафт села : продвижение цифровых форм литературы в регионе / С. Бражникова // Библиополе.– 2016.– №9.– С. 13-18.
  5. Конина И.А. Онлайн-обслуживание удаленных пользователей : [опыт Мурманской ОУНБ] / И.А. Конина // Современная библиотека.– 2016.– №8 (68).– С. 30-34.
  6. Соловьева Н. У кого сегодня день рождения : календарь как повод для раздумий / Н. Соловьева // Библиотека.– 2016.– №8.– С. 8-11.
  7. Свирюкова В. Сервис на сервере : дистанционное обслуживание / В. Свирюкова // Библиотека.– 2016.– №7.– С. 23-26.
  8. Нещерет М. Как обойти конкурентов : посредник в системе «пользователь-информация» / М. Нещерет // Библиотека.– 2016.– №6.– С. 41-44.
  9. Шароварова М. В режиме реального времени : онлайн-консультант на связи с пользователями // Библиотека.– 2016.– №3.– С. 17-20.
  10. Сороколетова Н. Дань моде или объективная необходимость : корпоративные аналитические базы библиотечных ресурсов / Н. Сороколетова, Н. Сердечная // Библиополе.– 2015.– №12.– С. 6-8.
  11. Василенко Т. Средства обитания в веб-среде / Т. Василенко // Библиотека.– 2015.– №9.– С. 22-26.
  12. Кремянская А.Д. Нереальные реальные : как муниципальные библиотеки Томска работают с «ЛитРес» / А.Д. Кремянская, Г.В. Павлюченко // Современная библиотека.– 2015.– №8.– С. 30-37.
  13. Тараскина О.В. Формирование электронных ресурсов : опыт Скандинавии / О.В. Тараскина // Современная библиотека. – 2015. – №5. – С. 34-37.
  14. Мифы и реальности НЭБ на Крымском форуме : [ряд статей] // Современная библиотека.– 2015.– №5.– С. 62-72.
  15. Протопопова Е. Конструируем… будущее : современные технологические сервисы / Е. Протопопова, К. Морозова // Библиотека.– 2015.– №4.– С. 63-66.
  16. Васильева Л.Н. Виртуальная справка / Л.Н. Васильева // Современная библиотека.– 2015.– №2.– С. 54-69.
  17. Протопопова Е.Э. Рекомендательная библиография в веб-среде / Е.Э. Протопопова // Современная библиотека.– 2015.– №1.– С. 30-33.
  18. Сердечная Н.В. Виртуальные сервисы / Н.В. Сердечная // Современная библиотека.– 2015.– №1.– С. 34-37.
  19. Шурыгина А. «Все – в сеть !» : о центре доступа к всемирной паутине / А. Шурыгина // Библиотека.– 2014.– №9.– С. 24-28.
  20. Федотова О. Информационные ресурсы : создание и продвижение / О. Федотова // Библиополе.– 2013.– №2.– С. 2-5.
  21. Волкова М. Сохраним все, что любим : создание электронных ресурсов / М. Волкова // Библиополе.– 2013.– №1. – С. 20-22.