Первый поезд на станции Елец (1868)
Первый поезд на станции Елец (1868)

Во второй половине XIXвека в Елецком уезде активно развивалась промышленность, рос торговый оборот. За 8 лет (1855-1863) число промышленных предприятий выросло от 79 до 313. На долю мукомольной промышленности приходилось 44,5% всей выработанной в 1866 году промышленной продукции. В конце 1860-х годов хлеба вырабатывалось больше, чем можно было доставить и продать в других районах. По ходатайству елецких дворян, купцов и промышленников государь Александр II утвердил концессию на строительство железной дороги от г. Ельца до станции Грязи Воронежской земской железной дороги.

30 августа 1868 года из Грязей в Елец пришел первый поезд. По новой железнодорожной ветке через Липецк открылось регулярное движение. В этом же году начало свою работу Елецкое локомотивное депо. В 1869 году железная дорога соединила Елец с Борисоглебском, в 1870 – с Орлом, в 1874 – со станцией Узловая, в 1894 – с Лебедянью и Астаповым, в 1897 – со станцией Валуйки. Город стал пересечением важнейших железных дорог, что обеспечило выход продукции на рынки многих губерний России.

Для обслуживания железной дороги в 1869 году в Ельце было открыто первое в России технико-железнодорожное училище, получившее имя государя Александра II. Училищем управлял специальный попечительский совет, но подчинялось оно управляющему Орловско-Грязинской железной дороги.

За строительством железной дороги последовал новый существенный рывок в развитии экономики края. В 1888 году на средства уездного земства около станции «Елец-Товарная» был открыт первый механизированный русский элеватор. Он обладал колоссальной для того времени вместимостью – 400 тысяч пудов хлеба. С началом его работы значительно улучшились условия хранения зерна, снизились накладные расходы при продаже продукции. За Ельцом окончательно закрепилась слава хлебной столицы Черноземья.

В настоящее время Елецкое отделение Юго-Воcточной железной дороги – филиал ОАО «Российские железные дороги», одно из крупнейших предприятий Ельца, на котором трудятся более 5,5 тысяч человек.

По кн.: Ляпин Д.А. История Липецкой области  с древнейших времен до 1991 года.

Литература

Ляпин Д.А. История Липецкой области с древнейших времен до 1991 года / Д.А. Ляпин – [Б. м. : Б. и.], 2016. – 248 с.

Елецкое отделение «ЮВЖД» // Елец промышленный : страницы истории елец. предприятий / авт.-сост. О.В. Тулинова. – Елец, 2008. – С. 30-35.

Головачев А.А. История железнодорожного дела в России / А.А. Головачев. – М. : Дело, 2016. – С. 568.

            С. 204-207, 319-334: выдача концессии и финансирование строительства Орловско-Грязской (Елецко-Грязской) дороги.

Дорога железная, как ниточка тянетcя... : [к 50-летию Елец. отд-ния Юго-Воcточ. ж.-д.] // Красное знамя [г.Елец]. - 1996. - 10 cент.

Дьячков Л. Экспериментальное кольцо Муравьева : [в Елец. отд-нии Юго-Воcточ. ж.-д. создан центр научно-техн. информации с учебн. классами, компьютерн. техникой, действующим путейским полигоном для обучения работников железн. дороги] // Гудок. - 2003. - 25 июня. - С. 4.

Федюкина Т. Под перестук колес рождается история : Елец. отд-ние Юго-Вост. магистрали ОАО РЖД занимает особое положение в нашем регионе и оказывает значит. влияние на его экономику // Липецкая газета. - 2006. - 1 сент.

Лобанов Ю. Наша железная дорога : Елецкое отделение ЮВЖД // Липецкие известия. - 2008. - 29 окт. (№ 44). - С. 20.

Афанасова Е. Елецкий бронепоезд идет на врага : студенты группы И-41 совместно с куратором Юлией Есиковой посетили музей Елецкого локомотивного депо // Талисман. - 2010. - 24 апр. (№ 9). - С. 6.